19 марта председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов Санкт-Петербурга, главный редактор газеты «Мариинский театр» и ведущий редактор газеты «Санкт-Петербургский музыкальный вестник» Иосиф Генрихович Райскин провел авторскую экскурсию по Большому залу филармонии. Экскурсия была проанонсирована в социальных сетях под любопытным хэштегом «в помощь слушателю музыки». Своего рода помощью слушателям музыки, авторской летописью музыкальной жизни Ленинграда — Петербурга стала и книга И. Г. Райскина «Записки филарманьяка» (СПб.: Международный общественный Фонд культуры и образования, 2017), несколько экземпляров которой были разыграны среди участников экскурсии.
Постоянным читателям нашей газеты не нужно сверяться с именем автора в конце текста, чтобы узнать статьи Иосифа Генриховича — им присущи легкость и ирония, энциклопедичность знаний и точность изложения фактов, изящность слога и отточенность словесных формулировок. Однако не все наши читатели знают его как блестящего рассказчика, а ведь это именно тот случай, когда дар писателя и дар рассказчика не входят в противоречия между собой и даны человеку в равной мере. В одном стихотворении сказано: «…высокая изящность слога второстепенна… и пуста без жара сердца». Именно этот жар сердца, бережное отношение к великим людям ушедшей эпохи продемонстрировал нам Иосиф Генрихович во время полуторачасовой экскурсии по Большому залу филармонии. Особым пожеланием и просьбой автора к организаторам экскурсии было привлечение к участию именно молодой аудитории, которой интересно было бы увидеть закулисье филармонии и услышать рассказы человека, который уже 70 лет является ее постоянным и преданным посетителем. В результате объявленная в одной из социальных сетей запись на экскурсию сорвала настоящий аншлаг. Тридцать свободных мест были забронированы в течение получаса после начала записи, и те, кому не повезло, еще в течение долгого времени записывались в резерв в надежде на то, что какое-то место освободится.
Экскурсия по «одному из лучших мест на земле» (как считал ее многолетний слушатель, известный литературовед и писатель И. Л Андроников), начавшаяся с фойе и парадной лестницы, продолжилась в пустом и поначалу неосвещенном зрительном зале, на хорах, за сценой и закончилась в Голубой гостиной. Рассказать об экскурсии невозможно — ее нужно было слышать, в нее нужно было вслушиваться и вдумываться, а затем осмысливать, нужно было самому войти в пустой, темный зал, в котором вместо музыки звучала тишина. И эта тишина была именно звучащей — такой она бывает во всех исторических залах в неурочное время — театрах, музеях, библиотеках. В эти минуты с тобой говорит не музыка, спектакль, картины — с тобой говорят стены и тени, «незримые для глаз», пробуждающие в тишине «печальные и сладостные звуки». Ираклий Андроников называл филармонию «мерой всего самого высокого, самого совершенного», и она являлась такой мерой для многих из тех, о ком рассказывал Иосиф Генрихович.
Присутствовавшие на экскурсии оставили замечательные отзывы, приведу только некоторые из них: «Этот день останется в памяти на долгие годы», «Было очень интересно, познавательно и памятно», «Незабываемая экскурсия», «Иосифу Генриховичу и филармонии огромное спасибо за великолепный вечер! Под особенным впечатлением молодое поколение. Слушать живой рассказ о филармоническом абонементе 1947 года — это незабываемо!» И это действительно было так — незабываемо, памятно, интересно, вдохновляюще. Впрочем, как и все беседы с Иосифом Генриховичем, счастливыми участниками которых мы удостоены чести и огромной радости иногда бывать.
Справка
Филармония проводит цикл экскурсий по Большому залу, становясь по-настоящему открытой. Теперь каждый сможет увидеть ее «закулисную» жизнь: не просто подняться по парадной лестнице, но и войти в пустой зал, зайти в обычно недоступные для публики Голубую и Красную гостиные, услышать голос инструмента из репетиционной и даже заглянуть в «святая святых» — дирижерскую. Как для постоянных слушателей, так и для тех, кто, возможно, ни разу не был в филармонии, Большой зал открывает свои двери. Экскурсии проводятся по предварительной записи.
Евгения ЦВЕТКОВА
Источник:
www.nstar-spb.ru