«Музыка революции: два цвета времени», Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, 19 ноября
Слова Александра Блока «Всем телом, всем сердцем слушайте музыку революции» стали своего рода эпиграфом для шести концертов нового абонемента Большого зала Санкт-Петербургской филармонии «Музыка революции: два цвета времени». Каждый концерт — попытка диалога «красного» с «белым», в котором Шостакович соседствует со Скрябиным, Шиллингер с Задерацким. А если учитывать, что биографии композиторов включают в себя и «белые», и «красные» страницы…
Автор знаменитого марша «Прощание славянки» Василий Агапкин послужил и «красным», и «белым». Фото: wikipedia.org
Тот же Всеволод Задерацкий сначала был учителем цесаревича Алексея, затем повоевал у белых, перешел к красным, и пойди разбери, конармии генерала Мамонтова или Буденного посвящена его симфоническая поэма.
Первый концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром, открывший программу абонемента, прозвучал в поздней редакции — ноября 1917 года. Она драматичнее других. А уж соседство с прозвучавшей во втором отделении кантатой Сергея Прокофьева «К 20-летию Октября», написанной аккурат в 1937 году (как раз это время бесследно исчезали многие друзья Прокофьева) и вовсе увеличивает напряжение музыкального события.
Песни революции и Гражданской войны прозвучат на концертах абонемента в их первоначальном варианте. И окажется, что «Смело мы в бой пойдем» вовсе не «за власть Советов», а «за Русь святую» — так было изначально. Концерт дает возможность возращения к первым смыслам.
Прозвучат и знаменитые марши, «перелицованные» или написанные композиторами, которые были и у белых, и у красных. Автор знаменитого «Прощания славянки» Василий Агапкин, который сначала служил у «белых», а потом возглавил первый оркестр НКВД, и, кстати, дирижировал знаменитым парадом на Красной площади 7 ноября 1941 года.
— Если закрыть глаза и слушать стихи Есенина, Цветаевой, Набокова в программе поэтического вечера абонемента, то по драматичности «красное» от «белого» не отличить, — рассказывает автор абонемента и ведущая всех концертов, доктор исторических наук Юлия Кантор.
Абонемент Санкт-Петербургской филармонии, посвященный 100-летию революции, единственный в стране показывает отражение огромного исторического переворота в музыке. — Мы любим повторять «Когда нет слов, начинается музыка», — говорит Юлия Кантор. — Но революция как раз то событие, чувства по поводу которого часто вернее слов.
Кстати
Стихия «красного», советского, может быть, лучше всего представлена в кантате Сергея Прокофьева «К 20-ю летию Октября». В качестве основы для нее композитор использовал тексты Маркса, Ленина и Сталина. И хоть он справился с задачами эстетизации идей, его творческие решения вызывали сомнения у контролеров за искусством. Его музыка была признана «непонятной», и кантата прозвучала только в 1966 году.
Источник:
rg.ru