«В среднем поколении композиторов Татарстана ему равных не было…»

Добавлено 19 ноября 2015 muzkarta

Александр Сладковский (дирижер), Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Государственный камерный хор Республики Татарстан, ГБКЗ имени Сайдашева, Миляуша Таминдарова (дирижер)

На закрытии фестиваля Concordia ГСО РТ Александра Сладковского презентовал произведения местных композиторов

Предпоследняя симфония Дмитрия Шостаковича накануне прозвучала в одной программе с произведениями Анатолия Луппова и Шамиля Тимербулатова — так закрывался V международный фестиваль современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia. Худрук ГСО РТ Александр Сладковский назвал этот концерт, среди зрителей которого был и корреспондент «БИЗНЕС Online», далеко не рядовым для оркестра и вспоминал одного из лучших татарских композиторов, так и не услышавшего при жизни своих «Булгарских сказаний».

«НО ЧТОБЫ ОРКЕСТР НАХОДИЛСЯ С ПЕРВОЙ РЕПЕТИЦИИ В ТАКОЙ ВЫСОЧАЙШЕЙ ФОРМЕ…»

«Сегодня будет знаковый вечер в истории нашего оркестра. Сегодня не просто концерт хорошей музыки», — так начал Александр Сладковский общение с журналистами перед заключительным концертом V международного фестиваля современной музыки им. Губайдулиной Concordia. Именно на закрытии форума, где уже прозвучали произведения Берга, Веберна, Шенберга, худрук Государственного симфонического оркестра РТ сам встал за дирижерский пульт, чтобы исполнить «одну из бриллиантовых партитур» Дмитрия Шостаковича, а также произведения — и это, пожалуй, было главной интригой вечера — татарстанских композиторов. Не секрет, что отдельные наблюдатели, признавая достижения ГСО РТ, с которым почитают за честь выступать выдающиеся музыканты, тем не менее считают, что да, Рахманинов и Сибелиус — это замечательно, но татарстанский оркестр должен прежде всего исполнять произведения местных композиторов. Маэстро Сладковский на это обычно отвечает, что, во-первых, музыка интернациональна и его оркестр ни в коем случае не должен загонять себя в какую-то резервация, а доносить до казанской публики мировые шедевры. А во-вторых, проводит концерты, подобные тому, что прошел накануне в БКЗ им. Сайдашева в зале, который удостоился высочайшей похвалы от московских гостей.

Солист Большого театра Петр Мигунов, впервые посетивший Казань, заявил, что по своей акустике зал входит в двадцатку, а то и десятку лучших в мире. От Мигунова вообще «досталось» и городу, и оркестру, с которым ему предстояло представить публике Симфонию № 14 для сопрано, баса и камерного оркестра Шостаковича. Певец признался, что для него это далеко не первый опыт исполнения данного произведения с лучшими оркестрами, в том числе и недавно в Берлинской филармонии: «Но чтобы оркестр находился с первой репетиции в такой высочайшей форме — такого я не слышал никогда, с первого вступления скрипок… И это, конечно, не только благодаря оснащению оркестра хорошими инструментами и хорошими музыкантами. Конечно, это работа маэстро Сладковского». С которым они, как оказалось, прекрасно знакомы еще со времен учебы в Санкт-Петербургской консерватории. Казань же, по первым впечатлениям Мигунова, находится «в каком-то немыслимо хорошем состоянии».

Перед началом концерта главный дирижер ГСО РТ обратился к публике, рассказав о потрясении, испытанном в связи с терактами, случившимися на Синае и в Париже, далее была минута молчания, а само закрытие фестиваля Concordia Сладковский решил посвятить памяти жертв недавних трагедий. И так случилось, что предпоследняя симфония Шостаковича, через которую красной нитью проходит тема смерти, очень точно отразила общее настроение. Как известно, в этом произведении использованы стихи четырех поэтов — Гарсии Лорки, Аполлинера, Кюхельбекера и Рильке, они о смерти, часто преждевременной и несправедливой, а сам пафос Симфонии № 14, написанной композитором в 1969 году, — это протест против всего, что ломает человеческие судьбы, души и жизни. А доносили эти идеи до зрителей ГСО РТ в своем камерном струнном варианте в компании благородного баса Мигунова и солистки Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Натальи Мурадымовой, чье яркое и сочное сопрано стало одним из украшений вечера.

«ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ФЕСТИВАЛЬ ДЛЯ САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ И ЗНАЧИМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАШИХ ТАТАРСТАНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ»

Пока Сладковский в антракте раздавал автографы вместе с солистами Большого театра и «стасика», в зале БКЗ царило волнение. Дочь композитора Шамиля Тимербулатова, ушедшего из жизни в 2013 году, принявшая участие в организации концерта, переживала за цветы, программки, места для родственников и друзей, ведь впервые со сцены должно было прозвучать произведение ее отца Симфония-оратория № 3 «Булгарские сказания» («Болгарым»). «Самое главное — это, конечно, благодарность маэстро за то, что татарская музыка жива, она звучит в самом гениальном исполнении нашего оркестра», — сказала Гульнара Тимербулатова в адрес Сладковского на пресс-конференции. А композитор и профессор Казанской консерватории им. Жиганова Анатолий Луппов вспоминал своего ученика: «Это был талантливейший человек. В среднем поколении композиторов Татарстана ему равных не было, и, вообще, я считаю, равных нет в настоящее время. Тем более, уход его от нас я тяжело переживаю до сих пор. Потому что он мог еще написать, он был на вершине своего мастерства».

Но началось второе отделение, когда на сцене появился ГСО РТ уже в полном составе, с произведения самого Луппова, написанной недавно Симфонии № 12 «Тайна озера Кабан». «Concordia — фестиваль не только авангардной музыки, современной, никому неизвестной, но это прежде всего фестиваль для самых интересных и значимых произведений наших татарстанских композиторов. Мне очень приятно, что к концу пятого нашего форума мы реализуем эту идею сполна», — говорил Сладковский на встрече с журналистами, назвав Луппова «патриархом татарской композиторской школы». Сама симфония, в которой рассказывается знаменитая история ханских сокровищ, с ее национальным колоритом, а в третьей части и вовсе татарские песенные интонации соединялись с русскими народными песнями, например, «Эй, ухнем!», после трагического и гениального произведения Шостаковича, звучала очень легко. Маэстро Сладковский был раскован, а особенно хорош и экспрессивен во время финальных аккордов. Затем 86-летний композитор молодецкой походкой практически запрыгнул на сцену и попал в крепкие объятия худрука ГСО РТ.

После чего наступило время «Булгарских сказаний». «Шамиль [Тимербулатов] с нами и его потрясающая музыка должна звучать. Он сам так и не услышал „Булгарские сказания“. Мы обсуждали с ним, когда он работал над этим произведением. Мне очень приятно, что в этой работе Шамилю помогали наши выдающиеся поэты», — говорил Сладковский. Эта симфония-оратория написана на стихи трех поэтов Габдуллы Тукая, Равиля Файзуллина и Джавдета Сулеймана. «Сегодняшний вечер — это праздник», — коротко и емко заявил прессе Файзуллин. И добавил, что это одно из первых подобного масштаба произведений, написанных о Волжской Булгарии, что чрезвычайно важно и для современного Татарстана.

Помимо оркестра, в первом исполнении Симфонии-оратории № 3 Тимербулатова принял участие Государственный камерный хор РТ под управлением Миляуши Таминдаровой, а также солисты — баритон Мунир Якупов и тенор Рушан Шайбеков. Впрочем, главным героем тут был, безусловно, оркестр, вдохновенно исполнивший это мощное произведение об исчезновении и возрождении народа, боли, страдании и надежде. На поклонах у всех причастных к казанской премьере «Булгарских сказаний» в глазах читалось — мы сделали это! Так что, маэстро Сладковский отнюдь не лукавил, заявляя, что этот вечер не будет для него рядовым.

Айрат Нигматуллин
фото: Сергей Елагин

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору