Вчера и сегодня во всех залах столичной консерватории проходит фестиваль, посвященный 90-летию со дня рождения выдающегося дирижера Евгения Светланова «Вселенная — Светланов!».
Хранительница интеллектуального наследия маэстро Марина Бауэр говорит, что идея родилась абсолютно спонтанно. Организовывая в Париже в четвёртый раз Конкурс дирижеров имени Светланова, она вдруг поняла, что к предстоящему юбилею дирижера надо вернуть его домой, в стены Московской консерватории. Но вернуть в том масштабе, который соответствовал бы величине его фигуры. Репортаж — Анны Галинской.
В завещании маэстро Светланов определил хранителя своего интеллектуального наследия — Марину Бауэр. Она была его импресарио на протяжении 20 лет, после — организовала Конкурс дирижеров его имени и этот фестиваль — рекордный для московской публики и даже для Консерватории. Два дня подряд с утра и до позднего вечера во всех залах идут концерты. Каждый — часть единого целого — Вселенной Евгения Светланова.
«13 концертов получились совершенно спонтанно. Просто у меня выстроились программы в голове, которые бы соответствовали черточкам его характера, его увлечениям, его привязанностям», — рассказала Бауэр.
«Памяти великого художника» — так назвал Чайковский это трио, которое посвятил своему другу Николаю Рубинштейну. Но на этот раз оно звучит как реквием по Евгению Светланову.
«Это имя святое абсолютно для каждого русского музыканта, и вообще, он внес огромнейший вклад в мировую музыкальную культуру. Это человек, который записал всю антологию русской музыки. Вообще он был гений», — признался виолончелист Александр Князев.
В фойе Большого зала личные вещи маэстро. Часы, лежавшие во время репетиций на дирижерском пульте, фотографии, даже пиранья, которую Светланов, будучи заядлым рыбаком, поймал сам. Владимир Захаров, с 1952 года возглавлявший Главный зал Консерватории, помнит все концерты, которыми дирижировал Евгений Светланов. Ни до, ни после он ничего подобного не слышал.
«Не знаю, как объяснить, но лично у меня создавалось такое впечатление, что ты именно погружаешься в какую-то ауру, которая от него исходит. Это трудно объяснить. Чисто психологически это большое воздействие оказывало», — отметил советник ректора МГК им. П. И. Чайковского Владимир Захаров.
В этот «безумный уикенд», как еще называют фестиваль, можно услышать и записи маэстро. В отдельном зале идут мастер-классы, его друзья и коллеги рассказывают истории, связанные с ним. Ни одного случайного музыканта на этих концертах. Даже все дирижеры — лауреаты Конкурса имени Светланова. Роберто Форес-Весес победил в самом первом, в 2007 году.
«Я никогда не встречал маэстро вживую. Но когда был студентом, слышал о нем столько хорошего. Еще я слышал все его записи, видел все видео с ним. Он особенная фигура в моей жизни», — признался дирижер.
Все грани творчества, мир Светланова — на этом фестивале его вспоминают не только как дирижера, но и как композитора. Постлюдию для хора, а капелла маэстро написал в память об Александре Юрлове. Исполняет, конечно же, Капелла им. Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка.
«Наверное, это такое первое исполнение, которое оставит такой след в нашем музыкальном исполнительском искусстве, поэтому мы отнеслись с особым трепетом, исполняя и репетируя это сочинение. Это великолепная музыка», — рассказал Дмитряк.
Из зала в зал, от одного произведения к другому, разные жанры, программы, солисты, но всё так или иначе связано с маэстро Светлановым. Это часть него и его Вселенная.
Источник:
tvkultura.ru