В воскресенье 1 ноября в Сумах в рамках XX Международного фестиваля Bach-fest, выступал органист из Белгорода Тимур Халиуллин.
Тимур давний друг сумских фестивалей Bach-fest, и Organum. И, соответственно, любимец сумской публики. Перед началом концерта у входа в филармонию звучало нечастое сегодня «Нет ли лишнего билетика?». И надо сказать, что концерт белгородского музыканта в очередной раз полностью оправдал ожидания самых взыскательных ценителей классической музыки.
Орган в представлении многих — это такой огромный архаичный инструмент с мощными звуковыми вибрациями, подавляющими слушателя, который предназначен, в основном, для исполнения строгих старинных духовный композиций.
По утверждению же Тимура Халлиулина, орган — вполне современный инструмент с огромным диапазоном возможностей, способный передавать практически все нюансы и оттенки переживаний человека XXI века.
Читайте ещё о Тимуре Халиуллине в материале: В Сумах открылся фестиваль OrganumКаждый орган имеет свою специфику. В день концерта состоялась 7-часовая репетиция, в ходе которой белгородский органист подбирал и сверял соответствующие регистры, необходимые для максимально точного исполнения произведений из его репертуара на сумском органе.
И труд стоил того. Концерт прошёл на одном дыхании. Наряду с органной баховской классикой, звучали более поздние вещи. Неизгладимое впечатление на слушателей произвело исполнение Тимуром Халиуллиным вариаций на тему Паганини для педали соло Джорджа Талбен-Болла. Вот бы удивился маэстро Никколо Паганини, увидев и услышав, как мастерски его виртуозные скрипичные шедевры исполняют на органе только при помощи ножных педалей…
Впрочем, главным достоинством Тимура Халиуллина является не столько высочайшая исполнительская техника, сколько абсолютное чувство музыки. В момент, когда он начинает играть, создаётся впечатление, что происходит замыкание двух контактов в цепи «космос человека — космос музыки» и возникает нечто единое, возвышающее и очищающее. В исполнительстве и сценическом поведении Тимура нет даже намёка на манерность. А внешний вид молодого человека (1987 года рождения) вообще слабо сочетается с феноменальной глубиной и мудростью возникающей музыки.
В финале великолепно прозвучала собственная композиция Тимура Халиуллина на тему поэзии Леси Украинки. Это была не просто музыка, а, скорее, фантастический театр звуков. К слову, уже в третий раз подряд во время своего выступления Тимур наизусть читает со сцены стихи украинских поэтов. В апреле 2013 года на «Органуме» музыкант читал «Заповіт» Тараса Шевченко. В этот раз звучала Леся Украинка на украинском, естественно. Это выглядело очень символично, когда гражданин России, татарин и мусульманин, игравший европейскую классическую музыку, читал украинской публике украинские стихи и показывал свои музыкальные аллюзии на их тему. И всё, разумеется, прошло в атмосфере полного взаимопонимания и оваций. А как иначе? Мир культуры един для всех жителей нашей планеты.
Относительно публики скажем ещё несколько слов. Кроме номеров, где Тимур играл соло на педалях, остальное было достаточно статично. Органист сидел спиной к залу, лица было не видно и эмоций соответствующих тоже, в отличие от предыдущих, очень эмоциональных внешне, концертов фестиваля. Можно сказать, что на этом концерте публика уж точно
слушала музыку. И это так приятно удивительно в наше время очередного пришествия Вавилона, когда все говорят, и никто никого не слышит. Но, видимо, Тимур Халилуллин и его музыка говорили так, что их нельзя было не услышать, и невозможно было не радоваться счастью слышать.
Это был предпоследний концерт XX фестиваля Bach-fest. Закрытие состоится в следующее воскресенье 8 ноября. Право взять финальный аккорд уже, безусловно, получившегося фестиваля, как и в минувшем году, предоставлено киевскому вокальному коллективу — ансамблю старинной музыки Vox animae. Завершающий концерт также состоится в филармонии. О билетах советуем побеспокоиться заранее.
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com