В Сыктывкаре впервые исполнили симфонию потомственного мясника

Добавлено 23 января 2016 muzkarta

Сергей Суворов (виолончель)

В пятницу в Государственном театре оперы и балета состоялся третий симфонический концерт оркестра театра под руководством главного дирижера Азата Максутова. В пятничный вечер любители классической музыки имели возможность впервые послушать чешского композитора Антонина Дворжака в программе «Славянская душа». В первой части концерта на виолончели солировал московский музыкант Сергей Суворов.

Фото Николая Антоновского
Концерт с программой «Славянская душа» стал первым в этом году симфоническим вечером. Благодаря гранту главы республики оркестр смог добрать в свой состав еще семь инструментов: трубу, тромбон, флюгельгорн, две скрипки, альт и виолончель, а также запланировать в течение года четыре симфонических программы с приглашением столичных солистов.

Председатель Союза композиторов республики Михаил Герцман, приветствуя публику, заметил, что благодаря симфоническому оркестру в городе изменилась атмосфера, а регулярные симфонические концерты были его вековой мечтой.

Делая традиционный экскурс в историю музыки, председатель Михаил Герцман озадачил зрителей неожиданным вопросом.

— Если попытаться представить себе что-то самое далекое от музыки, то что это может быть? Мне кажется, что самое далекое — это скотобойня. Ну, или, может быть, мясной отдел в трактире. Звучит парадоксально, но именно такая судьба была уготована юному Антонини Дворжаку, когда он родился в семье Франтишека Дворжака в одном маленьком городишке Чехии, которая в ту пору была Австро-Венгрией. Отец, дед и прадед Дворжака были мясниками, а как только Антонини подрос, ему подарили фартук мясника, — разрешил интригу конферансье.

Однако отец Дворжака был не только мясником, но еще и играл на цитре — щипковом инструменте наподобие гуслей. Сам Антонини был очень послушным и готовился к карьере мясника, но в семь лет, когда мальчика отдали учиться, в школе параллельно с грамотой он стал изучать музыку. Уже в подростковом возрасте он едет продолжать обучение на мясника, но параллельно начинает серьезно интересоваться музыкой и в 14 лет поступает в органную школу в Праге. Окончив школу, он перебивается работой в ресторанном оркестре, пишет первую шуточную оперу «Король и угольщик», партитура которой попадает к известному чешскому музыкальному деятелю Яну Прохазке и ставится на сцене театра в Праге. Пять лет подряд Дворжак становится стипендиатом «министерства культуры» того времени, благодаря чему сначала берет в аренду, а потом приобретает рояль и может спокойно заниматься, писать музыку и становится известным композитором.

Оба произведения, заявленные в программе концерта, были написаны Дворжаком в США, куда его пригласили работать.

В первом отделении прозвучал концерт для виолончели с оркестром № 2 си минор.

— Начинается это произведение с маленькой попевки, казалось бы, простой, но из этой славянской интонации Дворжак мастерски делает настоящее симфоническое произведение, — проанонсировал произведение Михаил Герцман.

О московском солисте председатель Союза композиторов сообщил, что он является множественным лауреатом международных конкурсов.

— Этот исполнитель окончил высший музыкальный колледж Лондона, причем, что интересно, учился он у знаменитого болгарского виолончелиста Стефана Попова, который окончил Московскую консерваторию по классу прадеда самого же Сергея Суворова, — провел параллели преемственности Михаил Герцман.

Во втором отделении концерта звучала симфония № 9 или (№ 5), которая также имеет подзаголовок «Из Нового Света» — это первое произведение, которое написал Дворжак за океаном.

— Он показал американской публике, что такое настоящий симфонизм. Многие думают, что симфонизм — это произведение для симфонического оркестра, но это совсем не обязательно. Симфонизм — это метод музыкального мышления. Когда берется какая-то единица, интонация, и из нее вырастает произведение. Это и есть симфонизм, в основе которого лежит развитие музыкального материала, — пояснил председатель Союза композиторов.

Перед началом второго отделения ведущий концерта напомнил, что после частей музыкального произведения аплодировать не положено. Как показало первое отделение, объявить это нужно было еще перед началом концерта, однако даже сделанное вовремя предупреждение отключить телефоны не подействовало: в самых тихих местах или в момент соло столичного виолончелиста из зала раздавались трели мобильных рингтонов.

— В симфонии четыре части — между частями не хлопают. Когда эта симфония впервые исполнялась в Америке, маловысокообразованная американская публика аплодировала после каждой части, вынуждая композитора вскакивать и раскланиваться, что было очень неприлично, — рассказал очередную историю ведущий концерта и снова обратился к теории музыки. — Симфония начинается достаточно сдержанным вступлением, оно развивается в главную тему, которая пройдет через все части — и в каждой будет напоминание о ней.

Напомним, всего за 2016 год оркестр театра оперы и балета подготовит четыре симфонические программы с участием приезжих солистов, которые покажет в Сыктывкаре: в апреле оркестр представит Бетховена, на май запланирована программа «Русский гений», а к осени — программа «Европейский романтизм». Две программы отправятся на гастроли в Ухту.

www.bnkomi.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору