Борис Андрианов о фестивале камерной музыки в Третьяковской галерее
Участники открытия фестиваля: Сара Макелрави, скрипка / альт (Канада), Вильде Франг, скрипка (Норвегия), Александр Акимов, альт, Юлиан Рахлин, скрипка / альт (Австрия), Борис Андрианов, виолончель, Анна Кошкина, виолончель, Клара-Джуми Кан / скрипка (Германия, Корея), Итамар Голан, фортепиано (Израиль)
Во Врубелевском зале Третьяковской галереи открылся фестиваль камерной музыки Vivarte. «Газета. Ru» расспросила художественного руководителя фестиваля виолончелиста Бориса Андрианова об истории замысла и процессе воплощения идеи фестиваля в музее.
Главное
— Как возник замысел фестиваля Vivarte? Почему именно в Третьяковской галерее вы решили его проводить?— Это было встречное движение. Я хотел сделать фестиваль камерной музыки, а дирекция музея стремилась расширить сферу своей работы с публикой. Так совпали наши интересы. Я хотел бы сразу сказать, что мне было очень легко и приятно работать с сотрудниками Третьяковской галереи. Это редкий пример слаженного и осмысленного сотрудничества.
— Как формировалась программа? Почему вы выбрали именно эти произведения?— Здесь ключевым моментом была моя любовь к камерной музыке. Я ее действительно очень люблю и очень люблю ее играть. И меня очень огорчает, что у нас ее крайне редко исполняют. А фестиваль, специально посвященный камерной музыке, как я надеюсь, должен привлечь к ней внимание широкой аудитории и, так сказать, спровоцировать исполнителей чаще к ней обращаться. Конечно, я прекрасно помню, что у нас существуют такие авторитетные фестивали, как «Декабрьские вечера» в Музее имени Пушкина и «Возвращение». Но, на мой взгляд, этого совсем недостаточно, а других масштабных российских форумов я вспомнить не могу. В Москву нередко приезжают крупные музыканты, они выступают с оркестрами или сольными концертами, а камерной музыке внимания не уделяют. А я уверен, что она достойна всяческого внимания и, конечно, ее должны исполнять звезды первой величины. Я давно мечтал сделать такой фестиваль, и вот благодаря Третьяковской галерее это удалось. Очень здорово, что для фестиваля выделен Врубелевский зал, это как-то совершенно по-новому освещает музыку, создает замечательную атмосферу. Над фестивалем мы работали несколько лет, обсуждали, переписывались с разными заинтересованными лицами и инстанциями. И вот наконец свершилось. Надо сказать, удалось почти все, что мы задумали. Это очень редко можно сказать о таком деле. У нас подобрался по-настоящему звездный состав, так что фестиваль имеет все шансы стать заметным музыкальным событием.
— Трудно ли было добиться приезда столь представительного состава исполнителей?— Это, конечно, результат долгих переговоров. Но все, кого я приглашал, очень заинтересованно откликались. Не мне одному хотелось видеть такой фестиваль осуществленным. Приехали просто выдающиеся музыканты: Юлиан Рахлин, один из величайших скрипачей современности. Вообще скрипачи все прекрасные. Это и Клара-Джуми-Кан, которая была звездой последнего Конкурса имени Чайковского, и Вильде Франг, тоже всемирно известная скрипачка из Норвегии.
— Вы как-то учитывали опыт рихтеровских «Декабрьских вечеров» — тоже фестиваля в музее?— Конечно, «Декабрьские вечера», которые придуманы еще Святославом Рихтером, явились для нас неким примером. Мне кажется, таких фестивалей должно быть больше, и мы надеемся, что тоже займем свое место в музыкальной афише.
— А вам не кажется, что живопись и музыка все же искусства слишком разные? Вы не боитесь, что они будут мешать друг другу, перетягивать внимание зрителей?— Ну вот на «Декабрьских вечерах» ведь этого не происходит. Все существует в гармонии, надеюсь, так будет и у нас. Во Врубелевском зале будут показываться знаковые работы из коллекции Третьяковки, редко демонстрируемые широкой публике. Мы решили держать интригу: ни название, ни автор картины до последнего момента обнародоваться не будут. Перед концертом будут выступать искусствоведы и рассказывать о той работе, которая выставлена. Это будут, конечно, вещи, тематически и эстетически связанные с той музыкой, которая будет звучать. Наверное, знатоки изобразительного искусства догадаются, о каких вещах идет речь. Поскольку музыкальная программа, разумеется, известна заранее. Скажем, у нас будет вечер, целиком посвященный французской музыке, и концерт к 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. В последний день фестиваля, 5 июня, в рамках фестиваля слушателям предлагается совершить «музыкальный променад» между двумя зданиями Третьяковской галереи — в Лаврушинском переулке, где и проходят концерты, и на Крымском Валу, где размещена потрясающая коллекция искусства ХХ века. По дороге будут организованы музыкальные паузы. А на Крымскому Валу состоится джазовый концерт с джем-сейшн.
PS. Билеты на фестиваль
Vivarte — на «Рамблер-Кассе».
www.gazeta.ru