Одна из самых уникальных и загадочных опер — «Иоланта» — великого русского композитора Петра Чайковского прозвучала в концертном исполнении на сцене Большого зала Ленинского мемориала 20 октября.
Дирижер постановки — главный хормейстер и дирижер Государственного академического Большого театра России, народный артист Р Ф Валерий Борисов.
Главные партии исполнили солистка Центра оперного пения Галины Вишневской Елизавета Зарянская (Иоланта), солисты «Новой оперы» Михаил Новиков (Водемон) и Александр Попов (Роберт), солист Большого театра России и театра «Новая Опера» Отар Кунчулиа (Рене, король Прованса). В постановке участвовали солисты театра «Новая опера» Анджей Белецкий (Эбн-Хакиа) и Антон Бочкарев (Альмерик),
Кузьма Рыбалкин (Бертран, Центр оперного пения Галины Вишневской), Марина Демидова (Марта, Саратовский театр оперы и балета), Наталья Петрова (Лаура, Центр оперного пения Галины Вишневской) и ульяновская солистка Маргарита Долгоненкова (Бригитта), Хор студентов и преподавателей Ульяновского государственного университета (художественный руководитель — заслуженный работник культуры России Лариса Филянина), Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» (художественный руководитель и главный дирижер Илья Дербилов).
Оперная постановка прошла с успехом, собрав большое количество поклонников музыки. В свое время произведение Чайковского вызвало немало противоречивых откликов, многие искали в нем скрытые шифры и подтексты, а сегодня слушатели и критики восхищаются музыкальным языком и рисунком, замечательными ариями и дуэтами, которые в отдельности могут составить великолепный концертный репертуар вокалистов. Кроме того, «Иоланта» давно не звучала в Ульяновске (последняя постановка была осуществлена в 2001-м году), и сегодня стала хорошим подарком ульяновским меломанам.
Дирижер постановки Валерий Борисов подчеркнул уникальность и глубокий философский смысл «Иоланты», заложенный в ней композитором: «Это опера не просто о слепоте девушки, а о той духовной слепоте, которой люди иногда страдают; о том, как человеку прийти к духовному свету, к Богу, к вере, к познанию мира. „Иоланта“ уникальна по своему строению, по характеру оркестровки, по характеру взаимодействия оркестра и солирующих голосов. Я считаю, что она, в каком-то смысле, в мировой практике шедевральна: такого количества, как сейчас принято называть, „шлягеров“, знаменитых оперных номеров, с которыми можно выйти на концертную эстраду, нет ни в одной даже самой большой опере. В коротком промежутке времени сосредоточено сразу столько красивой музыки высшего порядка! Все герои имеют фантастической красоты сольные арии; выдающийся дуэт Водемона и Иоланты, замечательные два женских хора, впечатляющий эпически красивый финал».
Рассказывая о работе над оперой, Валерий Борисов отметил творческую атмосферу, царившую на репетиционной площадке. «Для меня приглашение в этот проект было неожиданным. Я согласился, и не жалею об этом, потому что такой благожелательной атмосферы, которую я встретил в этом оркестре, такого желания отдаваться репетиционному процессу не во всех коллективах встретишь. Я счастлив, что мне довелось работать с этими музыкантами и солистами. Для меня это подарок», — прокомментировал дирижер.
Кандидат искусствоведения Олеся Фиалко в предконцертной лекции рассказала о «Пяти великих ариях «Иоланты».
«Опера «Иоланта» Чайковского — удивительный по силе воздействия музыкальный шедевр, исполнение которого накладывает и на солистов, и на оркестр особую ответственность. Собранный в Ульяновске ансамбль исполнителей представил на сцене Ленинского мемориала художественно оформленное и эмоционально яркое представление «Иоланты», — считает лектор-музыковед Олеся Фиалко. — Мы открыли для себя новые имена талантливых российских вокалистов: Елизавета Зарянская, Михаил Новиков, Александр Попов, Анджей Белецкий. Вновь в Ульяновске имели честь услышать благородный бас Отара Кунчулиа. Очень естественно в ансамбль солистов из ведущих оперных театров Москвы и Саратовского театра вошла солистка Ленинского мемориала Маргарита Долгоненкова, продемонстрировав сильную вокальную школу и сценическое обаяние. Каждый из солистов создал на сцене убедительный и яркий образ своего героя, смог в концертном исполнении оперы передать все тонкости и нюансы, заложенные Чайковским в персонажи «Иоланты». Новую ступень мастерства покорил Хор студентов и преподавателей Ульяновского государственного университета под художественным руководством Ларисы Филяниной: коллектив, собранный из любителей пения, вновь демонстрирует нам высокий уровень профессионализма и вовлеченности в мир большой музыки. Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под чутким руководством народного артиста России Валерия Борисова был очень гибок в поддержке солистов и хора, тембрально убедителен в оркестровых тутти. Несомненно, исполнение «Иоланты» — это одно из важнейших событий концертного сезона, новая яркая вершина для всего филармонического коллектива Ленинского мемориала.
Слушатели долго не отпускали артистов со сцены продолжительными аплодисментами.
«Спасибо Ульяновской филармонии за сегодняшний спектакль «Иоланта»! Родители вернулись с него совершенно счастливые и полные восторга! Рада, что в Ульяновске начали организовывать оперные мероприятия, пусть и в концертном исполнении, и приглашать хороших солистов. Сегодня был действительно хороший состав, особенно прекрасные солисты моей любимой «Новой оперы» Отар Кунчулия и Анджей Белецкий!» — написала в соцсетях на странице Ульяновской филармонии пользователь Ольга Фролова.