В Ульяновске на Фестивале народных оркестров с мастер-классом выступил «первый контрабас России» Михаил Дзюдзе

Добавлено 21 июня 2021 stv@leninmemorial.ru

19 июня в рамках Фестиваля оркестров народных инструментов состоялся мастер-класс заслуженного артиста России Михаила Дзюдзе (Санкт-Петербург). О совершенствовании исполнительского мастерства на балалайке-контрабас спикер говорил с участниками деловой программы Фестиваля в актовом зале Губернаторской школы искусств для одарённых детей.

В числе слушателей мастер-класса — артисты Ульяновского государственного оркестра русских народных инструментов, артисты и сотрудники Ленинского мемориала, педагоги и студенты музыкальных учебных заведений города, гости Фестиваля.

Главная особенность исполнительства на балалайке-контрабас была выделена спикером в самом начале встречи: в отечественном музыкальном образовании нет многоступенчатой школы подготовки исполнителей на данном инструменте. Все музыканты-контрабасисты — это «перебежчики» с других инструментов. «Мы на самой низшей ступени развития», — уточнил Дзюдзе.

Михаил Юрьевич признался, что сам окончил музыкальную школу как виолончелист, а в консерватории обучался игре на симфоническом контрабасе. С балалайкой-контрабас его свела армия, где и зародился легендарный «Терем-Квартет», участником которого Дзюдзе был на протяжении 20 лет.

Сейчас Михаил Юрьевич работает над подготовкой Школы игры на балалайке-контрабас. Методический труд готов, по словам спикера, на 85−90% и станет первым подобным опытом в истории отечественного исполнительского искусства на народных инструментах. Дзюдзе отметил, что воспитывать будущих контрабасистов можно примерно с 10-летнего возраста, постепенно готовя аппарат ребенка к большому инструменту.

Мастер-класс проходил в традиционном для данного формата практическом русле. В качестве «подопытных» (по меткому определению Михаила Дзюдзе) выступили артисты Ульяновского оркестра народных инструментов Константин Пономарёв (балалайка-бас) и Сергей Сафронов (балалайка-контрабас). Участники подготовили к работе с Михаилом Дзюдзе произведения из разных эпох: Первую часть Концерта для гобоя А. Марчелло и «Влюблённый контрабас» А. Тихомирова. Благодаря этому на мастер-классе удалось «зацепить» широкий пласт полезных замечаний по работе с различными стилями и характерами.

«Нельзя играть „Светит месяц“ и старинную музыку единым подходом. В каждом произведении нужно войти в образ, адаптировать и подружить инструмент с музыкой той эпохи», — сразу отметил Михаил Дзюдзе. Просьба сменить звукоизвлечение с медиатора на пальцы в произведении Марчелло сразу преобразило исполнение Константина Пономарёва. Более мягкий звук приблизился по восприятию к звуку старинных щипковых инструментов. «Интересоваться другой музыкой, брать пример, стилизовать», — резюмировал Дзюдзе.

Отрабатывая игру pizzicato, Михаил Юрьевич уточнил, что удобнее и правильнее использовать не один большой палец, а использовать 2 переменных пальца.

Важный блок замечаний в мастер-классе коснулся постановки тела исполнителя: «Играть стоя удобнее и менее вредно». Играя сидя, исполнитель вынужден находиться в положении вполоборота, что негативно сказывается на состоянии позвоночника и значительно уменьшает возможности исполнителя. Игра стоя дает музыканту большой диапазон свободы в положении корпуса: можно наклониться при игре в верхнем регистре для удобного размещения левой руки, изменять положение правой руки при длительном тремоло для расслабления мышц.

«Играть надо стоя… мы так вырабатываем красивый равномерный звук. Стоя я мобилен. А если я сижу перекручен? И ведь в оркестрах на репетициях сидят подолгу, а потом еще вечером концерт. Поэтому обязательно встать!», — подчеркнул музыкант.

Работа над произведением «Влюблённый контрабас» с Сергеем Сафроновым раскрыла еще одну важную проблему исполнителей на балалайке-контрабас: отсутствие единой принятой аппликатуры. Михаил Дзюдзе предлагает использовать наработки с симфонического контрабаса и в обязательном порядке включать в занятия исполнение гамм.

«Необходимо выстроить систему занятий и строго следовать ей!», — заявляет Дзюдзе.

Другой важный момент, затронутый в мастер-классе, коснулся вопроса красоты звука. «Специфика нашего инструмента — не надо быстрого темпа, все шестнадцатые слипаются в «кашу». Михаил Дзюдзе привел в пример исследование гуслиста Константина Шаханова о звуковысотности народных инструментов и их воздействии на слушателей. В согласии с ним, балалайка-контрабас извлекает звуки «в районе погрешностей» и они достаточно тяжело воспринимаются человеческим ухом. Поэтому по возможности все мелкие длительности стоит «раздвигать».

Другой момент, связанный с извлечением красивого звука на балалайке-контрабас, сопряжен с большим количеством сопутствующих шумов: скольжение пальцев по струнам, треск, шип и т. д. По словам Михаила Дзюдзе, избавиться от этого полностью невозможно — это особенность инструмента, но минимизировать надо.

Вопрос о красоте звукоизвлечения привел к обсуждению приёмов игры на инструменте. По словам Михаила Дзюдзе, сыграть можно всё, но иногда нужно «шаманить». Так, исполнение легато требует особого звуковедения и максимального продления звучания струны. Достигнуть этого можно, задавая струне вибрацию пальцами левой руке на зажатом ладу.

Инга Кутянская (музыкальный менеджер, генеральный директор ООО «Национальная коллекция» и фонда «Орнамент», спикер Деловой программы Фестиваля) отметила, что в 2019 году Михаид Дзюдзе получил премию «Чистый звук» в номинации «Концерт для солирующего инструмента с оркестром» за альбом «Странствующий контрабас», записанный с Камерным оркестром «Российская камерата» (дирижер Андрей Кружков). Премия учреждена в 2018 году и вручается по нескольким номинациям. Это крупнейший в России конкурс звукозаписи в сфере академической музыки.

К обсуждению подключился артист Ульяновского оркестра, контрабасист и композитор Бронислав Семичов. Он указал, что балалайка-контрабас, как и домра, относится к плекторным инструментам и все приемы, доступные на домре, могут применяться и на контрабасе.

Иван Заназовский (Казань) заинтересовался инструментом Михаила Дзюдзе, указав, что в его звучании прослушивается октавный призвук как у клавесина. По словам Дзюдзе это совершенно нормальное явление, так как незадействованные струны также вибрируют и создают этот эффект. Он усиливается благодаря особенностям корпуса и хорошо слышен именно на хороших контрабасах.

Михаил Дзюдзе играет на балалайке-контрабас 1937 года известного петербургского мастера, преемника основателя школы русских мастеров С. Налимова Иосифа Галиниса. Инструмент был куплен на заре «Терем-квартета» в 1987 году и с тех пор является постоянным спутником музыканта. Специально для его транспортировки в Дубне по индивидуальному заказу был создан чехол из композитного материала. Дзюдзе пояснил, что при перелётах инструмент из-за размеров приходится сдавать в багаж и прочный чехол защищает его от возможных повреждений. Инга Кутянская добавила, что в этом чехле его можно «кидать с пятого этажа и ему ничего не будет». Необходимость возникла из-за небрежного отношения грузчиков аэропортов к багажу. Особенно остро эта проблема стоит за рубежом, уточнил музыкант.

Особого внимания на мастер-классе удостоился медиатор. Дзюдзе отметил, что для балалайки-контрабаса следует изготавливать его из трех слоев подметочной кожи под руку каждого исполнителя. Это крупный треугольный медиатор, один из углов которого подточен.

Не обошлись представители сообщества контрабасистов без обсуждения внутрицеховых вопросов. Подслушав их, можно было узнать, что наиболее удачный шпиль для балалайки-контрабас — это черенок от грабель с резинкой внизу. Так инструмент «качается меньше».

20 июня Михаила Дзюдзе выступил на Гала-концерте Фестиваля оркестров русских народных инструментов в программе «Музыка без границ» в сопровождении сводного оркестра народных инструментов, в состав которого вошли артисты Ульяновского и Уральского коллективов.

Для справки

Михаил Дзюдзе — заслуженный артист России, член Союза концертных деятелей России, «первый контрабас России», лауреат премии «Чистый звук». Окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова по специальности «Симфонической контрабас». Во время службы в армии познакомился с будущими участниками «Терем-квартета». Первый концерт квартета состоялся в 1986 году и положил начало блестящему взлёту коллектива, работающему в стиле классический кроссовер. В 2015 году Дзюдзе покинул состав и начал сольную карьеру. Музыкант сотрудничает с ведущими камерными, народными и симфоническими коллективами, исполнителями и деятелями искусства, увлекается живописью.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору