Музыкальный вечер состоялся 5 декабря и был приурочен к 105-летию со дня рождения легендарного дирижера.
С вступительным словом перед концертом выступили автор монографии о В. Б. Дударовой, заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия-Алания, член Союза композиторов РФ, профессор кафедры народного сольного пения и инструментального исполнительского искусства Московского государственно института культуры Татьяна Батагова и сын Вероники Борисовны Дударовой — журналист Михаил Вайнштейн-Дударов. Почетные гости поделились воспоминаниями о Веронике Борисовне — легендарном дирижере, высокопрофессиональном музыканте, нежной женщине и любящей матери.
Михаил Вайнштейн-Дударов поблагодарил Ленинский мемориал и Ульяновский симфонический оркестр за организацию концерта в память о его маме: «Я очень тронут тем, что этот концерт состоялся, это была большая неожиданность и колоссальная радость, восторг. Спасибо огромное городу Ульяновску и организаторам этого концерта».
Доктор искусствоведения Татьяна Батагова обрисовала разные стороны личности Дударовой, которую признавали одной из лучших известные дирижеры СССР и зарубежья, а публика и музыкальные критики оставляли восторженные отзывы о ее выступлениях.
«Вероника Дударова была экстраординарной личностью, обладала феноменальной одаренностью, волей, ее мощная энергетика чувствовалась во всём. Во время беседы у себя дома она, буквально, окутывала гостя уютом и гостеприимством. И была совершенно другим человеком во время работы. Оркестр был движим ею, ее задачами, энергией, ее силой и вдохновением; коэффициент полезного действия всегда был высоким. В лучших концертах она добивалась практически катарсиса. Через слушателей проходила эта волна очищения, постижения глубинного смысла исполняемой музыки, Дударова-дирижер священнодействовала на сцене. Я не могу сказать, что это было абсолютно всегда. Но в тех программах, в которых были ее любимые авторы и сочинения — может быть, так совпадало с каким-то моментом в ее жизни — это были те самые потрясения, ради которых люди и приходят на концерты. Она умела ставить цели и задачи и их реализовывать, она их ясно видела», — рассказала Татьяна Батагова.
Как отмечала сама Дударова, Дмитрий Шостакович и Серей Рахманинов были одними из ее самых любимых авторов. Вероятно, не случайно их произведения были выбраны для исполнения в 1988 году в Ульяновске на открытии XXVI Всесоюзного музыкального фестиваля, (который сейчас носит имя Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…»). Программа этого концерта была полностью воспроизведена в современном концерте-реконструкции 5 декабря.
На сцене Дворца творчества детей и молодежи Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением заслуженного артиста России Юрия Ткаченко (Москва) исполнил Праздничную увертюру и Симфонию № 5 ре минор Дмитрия Шостаковича и Концерт N 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор (вторая редакция) Сергея Рахманинова совместно с московским солистом Артуром Ворожцовым.
Молодой талантливый пианист Артур Ворожцов — студент Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Учебу совмещает с активной конкурсной и гастрольной деятельностью: весной и летом следующего года ему предстоят концерты в Екатеринбурге, Барселоне и городах Германии. Ворожцов — лауреат многих престижных международных конкурсов, в том числе, Международного конкурса юных пианистов имени С. В. Рахманинова (2014). Говоря о творчестве великого русского композитора, Артур отметил близость музыкального мышления Рахманинова своим творческим идеалам и представлениям.
«Сергей Васильевич Рахманинов, это, наверное, музыкант № 1 за всю историю музыкального искусства. Творчество Рахманинова мне близко, я думаю, как и многим другим музыкантам, и не только пианистам. Меня привлекает способ его мышления, то, как он мыслит, гармонически, мелодически, весь его эмоциональный мир, который содержится в музыке. Исполнять его произведения — это, бывает, и стресс, и волнение, но всегда — огромное удовольствие», — отметил Артур Ворожцов.
В исполнении молодого пианиста слушатели отметили ту внешнюю сдержанность, при глубоком внутреннем переживании образа, которая соответствует не только музыке, но и исполнительскому стилю самого Рахманинова. Артур Ворожцов продемонстрировал полную техническую свободу и мастерское владение звуком, умение находиться в живом творческом контакте с дирижёром и оркестром, что способствовало впечатлению цельности всего произведения.
По мнению автора идеи и инициатора проведения концерта в Ульяновске к 105-летию со дня рождения В. Б. Дударовой, дирижера, профессора Юрия Ткаченко, Дударова успешно представляла советское исполнительское дирижерское искусство в период работы высочайших исполнителей второй половины ХХ века — Кирилла Кондрашина, Евгения Светланова, Геннадия Рождественского, Дмитрия Китаенко, и многие ее исполнения были эталонными.
Говоря о своем отношении к Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича, написанной в 1937 году, Юрий Ткаченко подчеркнул отраженные в ней неразрывные взаимосвязи истории жизни отдельного человека конца 30-х годов ХХ столетия в СССР с историей страны.
«Шостакович — это классик ХХ века, рупор ХХ века. Это эпоха. Это человек, который сумел в своей музыке собрать и передать настроения и чаяния людей, трагедию тоталитаризма, трагедию уничтожения личности, страдания этой личности в эпоху, когда происходили тектонические переломы формации, психологии людей. Весь этот тяжелый исторический период для Советского Союза передал Дмитрий Дмитриевич в своей симфонии. И он действительно один из самых исполняемых композиторов, потому что в его музыке заложены огромные и очень ёмкие идеи», — прокомментировал Юрий Ткаченко.
По словам кандидата искусствоведения Ирины Кривошеевой, симфония Шостаковича властно заявляет о своей эпохе, в то же время, как образец истинной классики, допускает множество интерпретаций, окрашивая эту эпоху в разные краски и тона. «В исполнении ульяновского симфонического оркестра под управлением Юрия Ткаченко превалировало эмоциональное начало: глубокие контрасты угрожающе агрессивных образов и проникновенной лирики, открывавшей затаённые уголки души. Мощное впечатление произвел радикальный поворот от медитативной 3-й части к фанфарно-маршевому финалу, который, несмотря на свою внешнюю праздничность так и оставил двоякое впечатление, лишь внешне перекликаясь с открывшей концерт „Праздничной увертюрой“. Возьмём на себя смелость высказать мнение, что многие слушатели, покидая зал после концерта, думали о том, что Шостаковича надо исполнять и слушать чаще — он глубок, многогранен и современен», — заметила Ирина Кривошеева.