Концерт прошел 22 октября на сцене Дворца творчества детей и молодежи.
Лауреаты международных конкурсов Федор Освер (гобой), Михаил Смирнов (труба) и Филипп Лынов (фортепиано) выступили с Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром «Губернаторский» под управлением заслуженного деятеля искусств Республики Мордовия Сергея Кисса. В программе прозвучали Концерт для гобоя с оркестром Моцарта, Третий фортепианный концерт Рахманинова и Концерт для трубы с оркестром Арутюняна.
Молодые музыканты являются студентами средних и высших музыкальных учебных заведений России. Федор Освер — студент Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора Алексея Уткина), Михаил Смирнов — студент Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова (класс заслуженного артиста Р Ф Геннадия Кутеева),
Филипп Лынов — студент Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс народной артистки Грузии и СССР, профессора Элисо Вирсаладзе). В рамках всероссийского проекта Санкт-Петербургского Дома музыки «Река талантов» ребята наряду с другими участниками посетили мастер-классы ведущих педагогов России в северной столице и получили возможность выступить сольно с симфоническими оркестрами Поволжья. Ленинский мемориал (Ульяновскую филармонию) с Санкт-Петербургским Домом музыки связывают многолетние творческие отношения. Более десяти лет солисты проекта выступают на ульяновской сцене с оркестром «Губернаторский», благодаря чему ульяновские слушатели имеют возможность знакомиться с восходящими звездами музыкального искусства.
Филипп Лынов играет на фортепиано с 6 лет, в 13 лет он понял, что музыка должна стать его профессией. Третий фортепианный концерт Рахманинова, который исполнил Лынов, считается вершиной творчества композитора и всей мировой фортепианной литературы. По словам Филиппа, сыграть это произведение — мечта любого пианиста с самого детства, и он — не исключение.
Гобоист Федор Освер отметил, что сыграть с оркестром — это большое счастье. «Это безумно важная часть практики, я считаю, что музыкант без концертов, — это не музыкант. Если человек готовится, постоянно вкладывает свои силы, нужно делать какие-то „зарубки“ в своей жизни, а „зарубки“ — это как раз концерты. Абсолютно все выступления должны быть ответственными, я пока не волнуюсь на сцене, потому что я делаю свою работу и безумно это люблю», — рассказал Федор Освер.
Трубач Михаил Смирнов начал заниматься музыкой с 5 лет и был одним из первых учеников своего отца. Участвовал в различных конкурсах и вскоре понял, что ему нравится исполнять музыку на сцене, поэтому юноша выбрал сольную карьеру. «Выступление с оркестрами — это очень большой опыт, потому что это работа с коллективом, с дирижером, это развитие внутренних навыков. Я очень благодарен проекту за такую возможность. С симфоническими оркестрами я выступал несколько раз в жизни — это было в Екатеринбурге, в Москве, Санкт-Петербурге, а в основном я выступал с духовыми оркестрами и эстрадно-джазовыми. От репетиции с ульяновским симфоническим оркестром много впечатлений, дирижер давал советы, подсказки, как лучше исполнить произведение. Мне все очень понравилось», — поделился впечатлениями Михаил Смирнов.
Дирижер Ульяновского симфонического оркестра Сергей Кисс подчеркнул важное значение проекта «Река талантов» и отметил целеустремленность и мастерство молодых солистов. «В этом проекте представлены лучшие музыканты. Они прошли определённые конкурсные испытания, имеют творческие достижения и заслуги. Проект „Река талантов“ — это кузница перспективных кадров. Игра с молодыми музыкантами для любого дирижера и симфонического коллектива — это опыт работы с молодыми исполнителями, в котором всегда есть свои нюансы и свои новые, молодые, свежие прочтения произведений», — рассказал Сергей Кисс.
Как отметила музыковед Ирина Кривошеева, в этот день в зале собралась очень заинтересованная публика: преподаватели и учащиеся музыкальных учебных заведений города, музыканты-исполнители, постоянные слушатели симфонических концертов, которые с большим вниманием вслушивались во все нюансы исполнения. Звучание гобоя в концерте Моцарта пленило с первых звуков. Флейтовая авторская версия этого концерта гораздо более распространена на концертной сцене, а гобой, для которого композитор написал концерт изначально, в этом произведении солировал, пожалуй, впервые для ульяновских слушателей. Федор Освер с большой точностью и завидной легкостью воспроизводил все кружевные украшения и пассажи, которыми одарил Моцарт партию солирующего инструмента. Но виртуозность не затмевала главное — красоту звучания инструмента и музыкальность исполнителя.
По контрасту с обволакивающе-мягким звучанием гобоя, особенно ярко ворвался в зал призывный голос солирующей трубы в знаменитом концерте Арутюняна.
Михаил Смирнов — самый младший участник нынешней «Реки талантов», но не смотря на возраст, зрители увидели на сцене профессионально крепкого и увлечённого музыкой солиста. Трубач уверенно преодолевал все технические трудности концерта, инструмент в его руках то проникновенно выпевал лирические мелодии, то победно парил над оркестром в смелых пассажах и радостных восклицаниях. Безоговорочный успех солиста подтвердила блестящая каденция Докшицера, которая по степени сложности доступна далеко не каждому трубачу.
Второе отделение было отдано роялю — Концерт Рахманинова, пожалуй, был самым ожидаемым произведением концертной программы. В исполнении Филиппа Лынова многие страницы этой поразительной музыки как будто открывались заново: великолепно прослушивались все сложные сплетения фортепианной фактуры, как будто к каждой линии, к каждому звуку солист отнёсся с особым благоговейным вниманием. И если начальная тема концерта прозвучала в бережно-легком прикосновении к клавишам, то в финале мощные аккорды солиста ярко высвечивались на гребнях кульминационных подъёмов, вливаясь в «полноводное» звучание оркестра.
«Мы пока не знаем, к каким конкурсам готовится музыкант, но, возможно, мы увидим имя Филиппа Лынова среди будущих участников XVII конкурса имени П. И. Чайковского, как и других молодых солистов (если будут сохранены номинации „Духовые деревянные инструменты“ и „Духовые медные инструменты“), встречу с которыми нам подарила „Река талантов“. Весь концерт прошёл на большом подъёме, зрители оценили не только мастерство музыкантов, но и прекрасный подбор программы. Оркестр под управлением Сергея Кисса чутко аккомпанировал солистам, дополняя оркестровыми красками красоту столь разнообразных по характеру и стилю произведений», — прокомментировала Ирина Кривошеева.