Концерт для скрипки с оркестром этого вдающегося советского композитора исполнили заслуженный артист России Никита Борисоглебский (Москва) и Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением главного дирижера и художественного руководителя Ильи Дербилова. В этот вечер в исполнении оркестра также прозвучали симфония № 38 «Пражская» и знаменитая увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта.
Выбор на эти произведения пал не случайно. Концерт был посвящен Международному Дню музыки и сразу двум знаменательным датам: 100-летию со дня рождения Мечислава Вайнберга и 30-летнему юбилею газеты «Музыкальное обозрение». Приняв участие во Всероссийском фестивале «Музыкальное обозрение — opus 30» и обыгрывая юбилейную цифру, Ульяновский государственный симфонический оркестр, исполнил произведения Моцарта, которые он написал в возрасте 30 лет.
Инициативу газеты «Музыкальное обозрение» объявить 2019-й год «Годом Мечислава Вайнберга в России» поддержали многие концертные организации России. С начала года концерты, посвящённые творчеству этого выдающегося композитора, проходят в Москве, Екатеринбурге, Казани, Брянске, Твери, Дубне, Смоленске, Санкт-Петербурге, Перми, Мурманске, Воронеже, Омске, Архангельске, Нижегородской области, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Кемерово, Магнитогорске, Красноярске, Новосибирске, Тюмени и в ряде городов Европы.
По словам Никиты Борисоглебского, творчество Вайнберга еще мало изучено и только начинает приобретать известность. «Это один из тех авторов, которые сейчас исследуются очень активно в музыкальном сообществе, становятся известными, популярными стараниями многих музыкантов. Несмотря на то, что Вайнберг был близким другом Шостаковичем, и наверняка испытывал его влияние, он сумел выработать свой собственный язык, свой собственный стиль, и поэтому мне очень интересно исследовать и исполнять его музыку. В техническом плане Вайнберг довольно сложен и требователен (опять же потому что, мы не знаем еще его языка). Музыка Скрипичного концерта очень яркая, образная. В целом, Концерт очень энергичный, и порой, например, в его финальной части, даже несколько плакатно-радостный, праздничный. Играешь и чувствуешь: композитор специально сделал такую искусственную радость, сквозь которую проступают те сложности жизни и трагедии, которые пришлось ему пережить», — поделился впечатлениями от произведения Никита Борисоглебский.
Многие зрители пришли в зал уже подготовленными к восприятию музыки Вайнберга: в лекции перед концертом кандидат искусствоведения Ирина Кривошеева рассказала о жизни композитора, о дружеских и творческих связях Вайнберга и Шостаковича, раскрыла содержательный аспект включённого в программу Скрипичного концерта.
«Если встреча с бессмертными творениями Моцарта всегда желанна и всегда радостна для зрителей, то сочинение современного не очень известного композитора, как правило, вызывает определённую настороженность: „о чём эта музыка, будет ли она понятна обычному слушателю?“… Но Вайнберг убедил с первых звуков: с грохочущих ударов литавр, тревожных сигналов труб и мечущихся ритмов — это война, и мы вместе с главным героем, не солдатом, но мирным человеком (от имени которого выступает солирующая скрипка) попадаем в самое пекло событий. Наэлектризованная военная атмосфера, ощущение то приближающейся, то удаляющейся опасности сохранится до конца первой части и напомнит о себе в заключительных тактах всего концерта после праздничного шествия и победных выкриков финала. Сильнейшим контрастом к образам войны станут островки воспоминаний (в 1-й части) и длительный медитативный монолог скрипки во 2-й части. Музыкальный язык Вайнберга предельно выразителен и конкретен, порой отточен до „лозунговости“ и даже кинематографичен (композитор успешно работал в этом жанре), — прокомментировала Ирина Кривошеева. — Партия солирующей скрипки сложна не только технически — она требует сильнейшей эмоциональной отдачи, тем более что композитор в своём, по сути, глубоко лирическом произведении всё время ведёт солиста „крупным планом“, почти не давая ему возможности передохнуть. Роль оркестра отличается многоплановостью — он становился то активным участником действия, создавая тревожный событийный фон, то бережно поддерживал или комментировал высказывания солиста. Дирижёр, находившийся внутри этого сложного музыкального действа, порой напоминал главнокомандующего на передовой линии фронта или, напротив, прятал оркестр „в тень“, тонко и точно включая его в диалоги с солистом».
Блистательная игра молодого российского скрипача Никиты Борисоглебского в крепком творческом тандеме с Ульяновским симфоническим оркестром под управлением Ильи Дербилова помогла зрителям почувствовать и оценить мощный талант Мечислава Вайнберга, композитора, без творчества которого, как мы это сейчас уже понимаем, музыкальный портрет ХХ века оказывается неполным.
Концерт в Ульяновске прошел с большим успехом. Публика открыла для себя нового автора, произведения которого наполнены глубоким смыслом, имеют свой самобытный язык, и в самом скором времени, безусловно, найдут дорогу к широкому зрителю.