Концерт прошел при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».
6 декабря в зале Дворянского собрания лауреат международных конкурсов доцент Санкт-Петербургской консерватории Петр Лаул выступил сольно и совместно с Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром «Губернаторский» под управлением главного дирижера и художественного руководителя Ильи Дербилова. В программе прозвучали произведения Людвига ван Бетховена — Сонаты №№ 5 и 14 и Концерт для фортепиано с оркестром № 3.
Концерт завершил юбилейные программы Ульяновского симфонического оркестра, подготовленные к 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена в этом году.
«Бетховен -- один из главных композиторов в истории классической музыкальной культуры. К 250-летию со дня его рождения были запланированы мероприятия у многих крупнейших симфонических коллективов по всему миру. Мне очень приятно, что наш оркестр, как мне кажется, очень достойно отметил это событие. В течение года, оркестр дважды исполнил каждую из симфоний композитора, за исключением Девятой. Это связано с тем, что в симфонию введен большой хор и квартет солистов. Пандемия нарушила наши планы по приглашению хорового коллектива и солистов, но мы очень надеемся, что по прошествии времени, мы обязательно исполним симфонию с одним из лучших хоровых коллективов страны! Мне приятно, что прозвучали такие сочинения, которые исполняются достаточно редко, например, Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Сегодня в совместном концерте с известным петербургским пианистом Петром Лаулом прозвучал Третий фортепианный концерт Людвига ван Бетховена. Это мой любимый концерт. Он написан классически-ясным музыкальным языком и легко воспринимается слушателями, в то же время, в полной мере раскрывает дарование композитора, весь его драматический потенциал», — прокомментировал Илья Дербилов.
Произведения немецких композиторов и в частности, Бетховена, занимают одно из ведущих мест в творчестве Петра Лаула. Международный конкурс в Бремене принес музыканту специальные премии за лучшее исполнение произведений Баха и сонаты Шуберта. Среди записей дисков — полное собрание трио и виолончельных сонат Брамса и скрипичных сонат и трио Шумана. В разные годы пианист представлял в Санкт-Петербурге, Тарту и Москве цикл концертов «32 сонаты Л. ван Бетховена» и продолжает включать их в свой репертуар.
«Музыка немецких классиков не может не занимать большого места в жизни любого из музыкантов, потому что это основной наш хлеб, я бы сказал. То, что написали люди, которые говорили на немецком языке, — это основа и фундамент всей мировой классики. Бах, Моцарт, Бетховен, Брамс и другие, это то, чем мы живем, — считает Лаул. — Что касается Бетховена, то, конечно, в моей деятельности он занимает очень большое место, в последнее время — в особенности, с тех пор, как я сыграл все его сонаты. Я посвятил этому очень много времени и даже написал книгу о том, как их играть, делясь своим опытом. И я очень рад, что в декабрьские дни, когда родился Бетховен (16 декабря 1770 года —
ред.) я могу выступить в Ульяновске с его произведениями».
По словам Петра Лаула, он приезжал в Ульяновск в 1999 году и был поражен масштабом реки Волги. «Это был совсем другой Ульяновск и совсем другое время. Мы играли в Ленинском мемориале с симфоническим оркестром из Казани Концерт Рахманинова. Я тогда впервые увидел здесь Волгу, поэтому мне это выступление очень запомнилось. Я был на Волге в других городах, но впервые попал в Ульяновск, и меня поразило, что не вижу другого берега, что этот железнодорожный мост уходит куда-то вдаль, и не очень видно, где он заканчивается (в тот день еще был туман). Сегодня с Ульяновским симфоническим оркестром я выступил в первый раз и надо сказать, что у меня осталось очень приятное впечатление от этого коллектива, мне с ним очень удобно было играть, все хорошо звучит, при том, что в этом сочинении есть непростые вещи для оркестра, видно, что маэстро работает очень серьезно и все звучит на высоком уровне», — рассказал Петр Лаул.
Слушатели не хотели отпускать солиста и Лаул исполнил два бетховенских произведения на бис.
«Я часто хожу на концерты фортепианной и симфонической музыки, и впечатления от сегодняшнего концерта — самые наилучшие. Очень хорошо, что в это непростое время к нам приезжают такие замечательные солисты. Я в полном восторге, хотелось слушать еще и еще. Великолепный музыкант — Петр Лаул и наш симфонический оркестр — молодцы», — поделилась впечатлениями слушатель Ирина Карпунина.
«Когда раздались первые звуки бетховенской сонаты, в зале воцарилась какая-то благоговейная тишина, будто каждый, слушая пианиста, обратился вглубь себя и внутренне слился с этой гениальной музыкой. Пётр Лаул исполнял Бетховена с искренней страстностью, извлекая из рояля то бушующие звуковые потоки, то проникновенно-нежные интонации, подобные признанию в любви, — отметила музыковед Ирина Кривошеева. — Благородный, по-бетховенски мужественный тон царил и в исполнении фортепианного концерта. Солист и оркестр объединились в монолитный ансамбль, чему, по-видимому, способствовали, не только музыкальная чуткость и уверенная „дирижёрская хватка“ маэстро Ильи Дербилова, но и общая петербургская школа, которая взрастила и пианиста, и дирижёра».