Фото с официальной страницы фестиваля в социальной сети
VI Мальтийский международный музыкальный фестиваль, продолжающийся до 1 мая в Валлетте, собрал лучших представителей современного искусства. Валлетта, недавно получившая статус культурной столицы Европы, на две недели стала точкой притяжения исполнителей, дирижеров и композиторов.
В этом году фестиваль привлек внимание всеохватностью в выборе артистов и репертуара. Сочинения Антонио Вивальди, Франца Шуберта, Петра Ильича Чайковского, Сергея Рахманинова, Арама Хачатуряна в программе форума органично соседствуют с опусами ныне живущих композиторов. Причем современные авторы у публики в явном приоритете.
С большим успехом в Republic Hall прошел творческий вечер Гии Канчели. Классик грузинской музыки впервые посетил Мальту и, по его собственному признанию, влюбился. Остров, несомненно, ответил ему взаимностью. 20-минутных оваций удостоились «Письма друзьям», исполненные альтистом Георгием Цагарелли. 25 миниатюр цикла посвящены соотечественникам автора, среди них — грузинские композиторы, режиссеры, артисты и друзья детства. Столь же тепло публика приняла пьесу «Chiaroscuro». На ее создание Канчели вдохновила ренессансная техника живописи, воплощенная в полотнах Рембрандта.
Средиземноморская музыкальная культура ожила в опусах современных мальтийских авторов Джозефа Вэллы, Чарльза Камиллери и Алексея Шора. Последний отметился внушительным списком сочинений в программе. «Вердиана» на темы итальянских оперных тем, «The Well Tempered Сhanson», объединивший хиты русского шансона с тональным принципом «Хорошо темперированного клавира» Баха, «Морские пейзажи», вдохновленные ландшафтами острова, — далеко не все из них. 22 апреля прошла премьера симфонического цикла композитора «Образы великой Осады», посвященная истории Мальты.
Столь же впечатляет и перечень музыкантов, посетивших фестиваль: венское трио «Cosmopolitan» (ансамбль собрал вместе австрийскую скрипачку Элизабет Кропфич, индийскую пианистку Мариалену Фернандес и корейскую виолончелистку Миихэ Рио), наследник итальянской скрипичной школы Сальваторе Аккардо, пианистка Юлия Зильберквит, известная фортепианными транскрипциями старинной музыки) и многие другие.
Россию на фестивале представил цвет отечественного музыкального искусства. Любовь Казарновская порадовала публику авторской программой «Любовь меняет все», объединившей европейскую классику и эстраду ХХ века. Вместе с квинтетом «Гармония» артистка спела арии из опер и оперетт, вошедших в репертуар ведущих солистов прошлого, — Лучано Паваротти, Марии Каллас, Федора Шаляпина. А под занавес концерта удивила исполнением песен из наследия Фрэнка Синатры, Лайзы Миннелли и The Beatles. Кроме того, дива попробовала себя в новой роли: автора и режиссера документального фильма о фестивале.
Другой прославленный участник форума — Максим Венгеров — выступил с авторской трактовкой Скрипичного концерта Чайковского. Коронное сочинение своего репертуара солист исполнил на скрипке Страдивари. Еще впереди выступление легендарного пианиста Григория Соколова. 27 апреля артист подарит слушателям вечер камерной музыки Гайдна и Шуберта.
Важную роль в концепции фестиваля играет поиск новых талантов и их продвижение. Сразу после открытия на форуме стартовал международный конкурс юных пианистов. Состязание завершит цикл фортепианных конкурсов «11 путей на Мальту», прошедших по всему миру. Из 70-ти участников соревнования жюри, куда вошли знаменитые артисты, педагоги ведущих музыкальных ВУЗов, отобрало шестерых финалистов. 29 апреля они сразятся за главный приз конкурса — 100 тыс. евро.
Автору этих строк посчастливилось побывать на выступлении Николая Луганского. Вместе с Государственным симфоническим оркестром Армении он представил программу к 145-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. Пианист исполнил одно из коронных сочинений своего репертуара — Рапсодию на тему Паганини. В качестве прелюдии к ней прозвучала оркестровая версия Вокализа. В качестве грандиозной коды — Симфонические танцы.
Рапсодию на тему 24-го скрипичного каприса Паганини Луганский играет более 20-ти лет. Но до сих пор остается загадкой, как, исполняя ее, ему удается сочетать не сочетаемое — мощь и легкость, филигранную точность и свободу, дьявольское начало и возвышенную, катартическую лирику. Полярность — ключевой элемент интерпретации пианиста — заложена в самом сочинении: изящной, прихотливой мелодии каприса противостоит роковая секвенция Dies Irae. Импровизационность, рапсодийность цикла, важная для Рахманинова, столь же важна и для Луганского. Смены темпа, фактуры, динамики, агогики, непринужденно выполненные артистом, создают ту особую атмосферу, когда каждая вариация буквально рождается на наших глазах.
Мальта
Источник:
www.ng.ru