В Витебской филармонии звучала «Музыка Парижских соборов»

Добавлено 24 октября 2010 muzkarta

Даниэль Зарецкий (орган), Наталья Летюк (орган), Витебская филармония

В Витебской областной филармонии 23 октября открылся органный абонемент нового концертного сезона. Витебская публика аплодировала известному органисту из Санкт-Петербурга Даниэлю Зарецкому. Известный в Европе музыкант впервые выступил в нашем городе. Для дебюта он привез программу «Музыка Парижских соборов», в которой прозвучали произведения французских композиторов.

Витебск и Париж соединились в этот вечер благодаря музыке – возвышенной и божественно прекрасной. В исполнении Зарецкого прозвучали «Менуэт, скерцо и токката» Эжена Жигу (на протяжении 62 лет он был органистом церкви Святого Августина в Париже), «Ноэль» Луи Клода Дакена (органиста королевской капеллы и собора Нотр-Дам де Пари), «Adagio и токката из органной симфонии №5» Шарля Мари Видора (органиста в парижской церкви Сен-Сюльпис), «Сюита второго тона» Луи Николя Клерамбо (придворного музыканта Людовика XIV), «Молитва и токката из «Готической сюиты» Леона Боэльмана. «Готическая сюита» для органа, написанная Боэльманом в 1895 году, до сих пор остается едва ли не самым часто исполняемым органным произведением конца XIX века.

Завершили концерт «Вестминстерские колокола» и финал органной симфонии №1 Луи Вьерна – композитора, слепого от рождения, который занимал пост титулярного органиста в Соборе Парижской Богоматери. Этот удивительный композитор умер в этом легендарном храме от сердечного приступа во время своего 1750-го сольного концерта.

Витебские поклонники органной музыки аплодировали импозантному длинноволосому музыканту стоя. Зарецкий вышел на бис. Один из самых юных слушателей в зале подарил ему букет хризантем.

Даниэль Зарецкий - известный органист, пианист, педагог и музыкант, который объехал с концертами едва ли не все страны мира. Его гастроли расписаны на два года вперед. На пресс-конференции перед своим выступлением на сцене витебской филармонии он признался, что хотя и сидит на концертах спиной к публике, но прекрасно чувствует зал: «Реакция зала ощущается и затылком».
Любовь к органу – этому «королевскому инструменту», появилась у Даниэля еще в детстве, когда он услышал дивные звуки органа в Домском соборе в Риге. «Благодаря ему я и стал органистом. В советское время я был с родителями в Риге, где каждая туристическая группа обязательно должна была послушать орган в Домском соборе. Буквально через несколько недель виниловая пластинка с записью органной музыки была «запилена» настолько, что слушать ее было уже невозможно. Вот тогда и появилась мечта, что, может быть, и у меня появится возможность когда-нибудь сыграть на этом великолепном инструменте», – рассказал музыкант.

Он также признался, что хотел бы сыграть на знаменитом органе в Софийском соборе в Полоцке.

Что касается витебского органа, музыкант дал ему такую оценку: «Это хороший современный инструмент, позволяющий исполнять большой диапазон органной музыки. Но заметно, что органостроителям было нелегко вписать инструмент в небольшое помещение филармонии – они, несомненно, провели филигранную конструкторскую работу».

В органном абонементе в новом концертном сезоне Витебская областная филармония представит исполнителей отечественной, российской, украинской, прибалтийской и европейских школ органной музыки: Игоря Оловникова (Беларусь), Михаила Мищенко (Россия), Наталью Летюк (Украина), Александра Исакова (Литва), Наташу Райх (Австрия) и Эдуарда Оганесяна (Франция).

Справка «ННВ»:

В 2007 году Витебская областная филармония стала первой среди областных филармоний, где был установлен орган. Его приобретение стало возможным благодаря финансовой поддержке Витебского облисполкома. До этого жители и гости города могли слышать органную музыку в костеле Святой Варвары, где установлен электронный орган. Орган в Витебской филармонии – третий в Беларуси, находящийся в концертном зале (два других расположены в Белорусской государственной филармонии в Минске и полоцком Софийском соборе).

По музыкальным стандартам витебский орган, установленный немецкой фирмой «Глаттер-Гётц», является средним инструментом. В нем 36 регистров, его общий вес – 3 тонны. В органе свыше 3 тысяч труб, самые большие – длиной 6 м диаметром 25 см, самые маленькие имеют рабочую часть длиной всего лишь 1 см и диаметр 5 мм.

Яна Ільіна
http://news.vitebsk.cc/2010/10/24/v-vitebskoy-filarmonii-zvuchala-muzyika-parizhskih-soborov/

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору