4 апреля в Екатеринбурге откроется Второй фестиваль Бориса Березовского.
Полтора года назад в Екатеринбурге впервые прошел именной фестиваль известного пианиста, с недавних пор переселившегося из Европы в Москву. Уже тогда стало понятно, что Березовский-fest - проект с продолжением, будет и следующий. Фестиваль под цифрой два продлится четыре дня, в нем примут участие известные музыканты из разных стран, прозвучит музыка Листа, Бартока, Энеску, Кодая, фольклорные мотивы….О программе и особенностях фестиваля - беседа с его основателем и хэдлайнером Борисом Березовским.
Борис, вы проводите уже второй свой фестиваль в Екатеринбурге. У него есть какая-то генеральная идея?
Как возник конкретный территориальный аспект - Венгрия и Румыния?
Борис Березовский: Да, обретение корней. В наше время, когда все идет к глобализации, а значит, к нивелированию национальных, этнических, локальных особенностей музыки, мне как артисту хотелось бы немного противостоять этому процессу. Ведь все самое лучшее в музыке имеет национальную природу. В музыке всегда важно влияние фольклора, который я обожаю. Без корней великого искусства просто не бывает. В этот раз фестиваль посвящен музыке Венгрии и Румынии, и нужно вспомнить, что композиторы Барток и Кодай были фольклористами, проводили месяцы в экспедициях и делали это не по заданию, а по велению сердца. И даже Лист, который больше воспитывался в немецкой традиции, постоянно возвращался к своим венгерским истокам. В любом случае именно такой подход к музыке делает мою жизнь интересной и осмысленной.
Борис Березовский: Я очень люблю румынскую фольклорную музыку. Не менее интересно все, что связано с венгерской национальной традицией. В этих странах есть много музыки, которая мне стала более понятной, благодаря обнаруженным связям с фольклором. Это очень эмоциональная, живая музыка, сегодня она нам очень нужна.
Прошлый фестиваль был посвящен Франции, нынешний - Центральной и Юго-Восточной Европе, в следующий раз мы отправимся куда-то еще?
Борис Березовский: Конечно. Кстати, с темой Франции это было сделать сложнее, потому что это единственная великая музыкальная культура, которая менее всего связана непосредственно с фольклором. Скорее, с придворной, аристократической традицией. А следующий фест действительно может быть посвящен любому другому региону, выбор музыки это позволяет.
Сейчас в среде больших музыкантов модно и престижно иметь свои именные фестивали, Спиваков, Башмет, Мацуев... Вот буквально на днях Вадим Репин презентовал новый фестиваль на своей родине в Новосибирске. Почему Вы решили делать свой именно в Екатеринбурге?
Борис Березовский: Екатеринбург - город, который я очень люблю, в каком-то смысле это моя территория, одна из важнейших стратегических, геополитических музыкальных точек. И я не мыслю без него свой график выступлений. Все началось очень давно, с нашего сотрудничества с Уральским филармоническим оркестром и его главным дирижером Дмитрием Лиссом. Сегодня мы - большие друзья, постоянно выступаем вместе на фестивалях, в разных странах и городах, записали не один диск. Естественно, УАФО под управлением Лисса - главный участник моего фестиваля в Екатеринбурге, проведет концерты открытия и закрытия.
Представьте, пожалуйста, других действующих лиц Фестиваля, особенно тех, кто дебютирует.
Борис Березовский: Начнем с Leonard Iordashe Quintet. Это династический музыкальный ансамбль, в котором уже несколько поколений играют на цимбалах. Один из моих любимых рассказов о музыке - "Гамбринус" Куприна. Так вот эти ребята, потрясающие, невероятные музыканты, абсолютно такие же, как Сашка-музыкант. Они играют практически все, что угодно, музыку любой страны, в любой тональности. Вообще, если говорить о музыкальных традициях, то есть народные, где главное - песня и танец, и есть духовные, церковные. Так вот сегодня первые для меня ближе.
Далее румынская скрипачка Дебора Немтану. Сейчас она представляет Национальную филармонию Франции. Они часто выступают с сестрой, в своих концертах раздвигая рамки классической музыки. Пианист Юрий Фаворин - на мой взгляд, супер-гений, с невероятным репертуаром. Он мало вписывается в рамки неофольклорного направления. Это интеллектуал, играющий запредельно сложные вещи. Например, концерт Лигети, который мало кто может исполнить, а Три пьесы в обработке Дьёрдя Цифры - это, возможно, самое сложное, что вообще написано для фортепиано, и это все на нашем фестивале прозвучит. Еще Алексей Петров - удивительный пианист, похожий на хоккеиста. Внешне, конечно. Прекрасный интерпретатор, при этом сам композитор, пишет эффектные вещи, пытается создать что-то новое. Никита Борисоглебский не нуждается в особом представлении, победитель многих международных конкурсов, невероятно тонкий, замечательный музыкант, один из лучших скрипачей нашего времени. И вообще - классный парень!
Последняя реплика особенно важна, как я понимаю? По какому принципу вы вступаете в исполнительские союзы, в ансамбли, вас соединяют менеджеры, или это ваша воля?
Борис Березовский: Это всегда мой выбор. Понятно, что есть много достойных музыкантов, и у всех высокий уровень, но главное то, что называют химией отношений. Играю только с теми, с кем она возникает.
Понятно, что вы делаете фестиваль с друзьями, единомышленниками. Для вас важна и атмосфера?
Борис Березовский: Это вообще самое главное. Счастливая атмосфера свободного дружеского музицирования, которая возникнет, надеюсь, не только на основных концертах, но и продолжится в вечернем Фестивальном клубе. Там тоже будет звучать музыка - но уже спонтанно, вне программы. Будут сюрпризы.
Текст: Лариса Барыкина
Фото: Татьяна Андреева