Чем и как живет астраханская филармония?
Нечасто у руля серьезного учреждения можно увидеть молодую, амбициозную девушку. Но Валентина Чернякова — исключение. Она возглавляет Астраханскую государственную филармонию уже пять лет, коренным образом изменяя и само учреждение, и отношение астраханцев к нему. Как ей все это удаётся и кто оказывает посильную помощь в этой нелегкой задаче, она рассказала «МК в Астрахани».
Директор Астраханской государственной филармонии Валентина Чернякова
О личном
— Валентина Владимировна, Вы приехали в Астрахань из Белгородской области. Давно?— Я родилась там. Мне было полтора года, когда семья переехала в Астрахань. Отец астраханец, родился в с. Тузуклей Камызякского района, всю жизнь прожил здесь. Нашел свою любовь в Белгородской области, родители поженились, пожили там, а потом мы переехали обратно.
— Почему Вы выбрали для себя сферу культуры?— Еще когда я училась в школе, определила для себя, что мое призвание — сцена. Всегда с удовольствием принимала участие в КВН, в различных концертах и мероприятиях. Мне это безумно нравилось. Закончила 11 классов и поняла: надо ехать в Москву, поступать на актерский факультет -хотела играть в театре. К сожалению, у семьи не было финансовой возможности, чтобы я смогла поехать. Тогда я узнала, что в Астраханский колледж культуры объявлен набор на режиссерское отделение. Решила поступать. Друзья, одноклассники были удивлены, что я пошла в училище после 11 класса. Конкурс я успешно прошла. И мне повезло: я попала в класс преподавателя Гурьева Юрия Геннадьевича. Это очень талантливый режиссер, он был нашим классным руководителем и непосредственно педагогом. Все, что есть во мне: любовь к искусству, культуре, умение правильно организовать дело — благодаря ему. С первых дней учебы он задействовал нас в своих мероприятиях. День города, рождественские гулянья — сначала у нас были второстепенные роли, затем появлялись более ответственные задачи. Мы были и помощниками режиссера. На четвёртом курсе Юрий Геннадьевич предложил нескольким из нас (нас осталось человека четыре) работать в управлении культуры, в творческом центре «Мастер-шоу». Мы занимались организацией праздников, мероприятий. Так, будучи студентами, мы начали работать. Сначала приходилось исполнять элементарные поручения. Но зато сейчас я знаю всю сферу от и до. Работала методистом, в городской филармонии, которая образовалась при управлении культуры, главным администратором, потом дослужилась до заместителя директора, вот так и осталась в культуре.
Об опыте
— Вы получили также специальность менеджера в социально-культурной сфере. Этот опыт помогает в работе?— Да. Когда я начала учиться на режиссера, я поняла, что надо развиваться и дальше. Я была хорошей ведущей, могла грамотно людям преподнести текст, мероприятие — все что нужно. А придумать все это самой было сложнее. Тогда решила развивать в себе управленческие качества. Поступила на заочное обучение в Волгоградский институт искусств и культуры, который закончила с отличием. Получила там хороший опыт. В вузе нас учили основам маркетинга, менеджменту. Тогда, в 2000–2005 годах, эти понятия только приходили в нашу страну. Нам было интересно узнать, какое отношение они имеют к культуре. Принято считать, что данные термины применимы только для бизнеса, для тех людей, которые что-то производят и продают. Но мы ведь тоже в свою очередь производим и продаем услуги! Окончив институт, я еще немного поработала заместителем директора, а потом ушла в ресторанно-гостиничный бизнес пробовать себя управленцем. Там в моем подчинении было 60 человек. Мне надо было отчитываться о деятельности ресторана, гостиницы перед учредителями из Москвы, правильно принимать решения, грамотно распределять заработанные деньги… Я попробовала себя на передовой, так сказать. Но работая в этой сфере, я понимала, что по отрасли культуры очень сильно тоскую. Это мое, душа к этому лежит. Поэтому в 2009 году я из этого бизнеса ушла обратно в культуру.
О преобразованиях
— Филармония сейчас и пять лет назад — два совершенно разных учреждения. Как удалось так преобразить ее? С чего начинали?— В этом не только моя заслуга. Большая благодарность руководству, губернатору, что молодому специалисту (мне тогда было 30 лет) доверили такое серьезное учреждение. Передо мной стояли задачи изменить формат филармонии. Понятно, что учреждение было отреставрировано. Все это благодаря губернатору, он отрасли культуры уделяет огромное внимание. Наверное, ни в одном регионе нет такого первого лица, который знает всех артистов в любом театре и в любом учреждении лично и готов всегда помогать. Но в понятиях старых времен филармония несет только просветительскую функцию: мы должны в детях и взрослых воспитывать любовь к классике, к джазу, к музыке в ее академическом понимании. Это хорошо. Но при этом мы имеем замечательный зал, профессиональных артистов, которые, помимо классического музыкального искусства, готовы что-то творить, что-то придумывать, предлагать современные варианты классических произведений. Раньше людям не давалась возможность послушать такие программы. 13 лет филармония почти не работала, артисты выезжали только на гастроли. Поэтому я стала позиционировать наше учреждение не как сугубо академическое. Мы открыты для общения и с общественными организациями, и с молодежью и т. д. Понятно, что шансон или, скажем, тяжелый панк я никогда не позову на эту сцену. Хотя недавно группа BonJovi выступала у нас. Тем не менее я дала людям понять, что мы открыты для сотрудничества. И вы знаете, они стали тянуться. Сначала пришли молодежные организации, например, театр Silentium первым откликнулся. Мы стали позиционировать филармонию в Интернете, используя всевозможные модные социальные сети. Я редко кому отказывала в сотрудничестве, только по той причине, если понимала, что это уж совсем не формат филармонии. К примеру, выставки шуб, камней, питонов здесь никогда не будет. А вот, допустим, почему бы не посотрудничать с молодыми дизайнерами, с ребятами, которые только начинают играть на сцене. Или почему бы не дать возможность людям старше 50-ти прийти в арт-кафе и послушать их любимые песни. Я начала все это раскручивать, имея хорошую материальную базу, отличные кадры (профессиональных артистов, коллективы, хор). Поняла: чтобы добиться успеха, надо просто грамотно начать их «продавать», продвигать. Пока все получается. Стараемся развиваться и дальше.
— У вас есть план-максимум на дальнейшее развитие филармонии?— Есть. Мне все-таки хотелось бы, чтобы наши залы (у нас помещается 567 человек — это примерно 10% от населения Астрахани) наполнялись на 100%. И не потому, что мы устраиваем благотворительные акции (с Лукойлом, фондом «Шаг навстречу»), а чтобы люди сами хотели купить билеты. Цена на них ведь смешная — 100–200 р. Мечтаю, чтобы люди полюбили музыку в любом ее проявлении и сами желали потратить деньги с целью послушать ту или иную программу. Чтобы привить людям любовь к прекрасному, на данный момент мы активно начинаем работать со школами и с самыми маленькими слушателями, потому что это наше будущее. В этом году хотим запустить интересный проект. Я окончила Президентскую программу, и по моей инициативе обучение прошла мой заместитель по концертной деятельности. Я стараюсь дать своим сотрудникам возможность повышать свой профессиональный уровень. Так вот, ее дипломную работу — «Топает малыш в филармонию» — мы взяли за основу своего нового проекта. Хотим устраивать концерты для будущих мам и малышей. Это буквально 30-40-минутная программа в камерной атмосфере. Мы ведь должны говорить о воспитании вкуса. Поэтому сейчас наша приоритетная задача — работа с детьми, беременными женщинами, школьниками. Люди третьего возраста, которые всю жизнь пахали, поднимали нашу стану после Великой Отечественной войны, также заслуживают большего внимания. На данный момент мы тоже очень много программ делаем для них. Они посещают наше заведение бесплатно, поэтому смогут и внукам привить любовь к музыке. Акцент мы делаем на будущее!
— А Вы сами какое направление в музыке любите больше всего?— Я люблю все. Для меня каждый коллектив стал любимым, дорогим. Музыка, которую они играют, мне нравится, я хожу на все концерты. Многие хорошие мысли приходят, когда ты слушаешь ее. Поэтому я не могу выделить что-то одно.
— Вы поставили на ноги филармонию, не хотели бы новых вершин добиваться?— Повторю, здесь не только моя заслуга. Это все и благодаря губернатору, и министерству культуры. Они нас всегда поддерживали как могли. У нас отличная команда. Художественный руководитель, народный артист РФ, проректор консерватории, профессор Наталья Тарасова — грамотнейший человек. Она вокалистка, актриса, работала в театре. Не дает артистам расслабиться, все время напоминает им, что качество исполнения должно быть самым высоким. Сильная команда административного плана помогает артистам реализовываться. Мы готовы покорить любую вершину. Я человек амбициозный, с удовольствием берусь за все. Порой мы совершаем ошибки, но это нормально. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Считаю, что руководить филармонией — это почетно. Очень важная миссия сохранить в условиях современной жизни, в рыночных отношениях эту классику. Скрывать не буду, что на попсу, шансон люди охотнее берут билеты. Рынок гастрольной деятельности в Астрахани растет, спрос на него есть. Выжить в таких конкурентных условиях очень тяжело. Я думаю, что если у меня будет возможность пойти дальше, если мне доверят руководить несколькими учреждениями, я соглашусь.
О трудностях
— Проблемы у филармонии какие-то есть?-Да. Пока мы залы заполняем не за счет того, что люди сами покупают билеты, а за счет того, что мы их приглашаем. Второй минус — финансы. Мы ищем разные виды взаимодействия с предпринимателями, но проблема нехватки финансов для закрытия тех или иных проблем, таких как транспортные расходы, поездки на гастроли остаются. Я не хочу просить эти деньги у губернатора или министерства. Оно определенное финансирование нам и так выделяет. А вот по некоторым направлениям мы вкладываем свои внебюджетные средства. Но я ни в коем случае не хочу ходить просить денег. Я лучше буду пытаться искать знакомства, программы, гранты и добывать финансы своими силами. Но пока, может, у меня это не очень хорошо получается, потому что проблема остается. И все же мы над собой работаем.
— Можно ли сказать, что сейчас астраханцы чаще стали ходить в филармонию?— Конечно. Мне очень радостно, что на сайтах оставляют отклики о нашем учреждении. Иногда, правда, и негативные, но ведь чтобы написать отрицательный отзыв, нужно сначала увидеть и услышать что-то. Хотя в Интернете о нас плохо редко говорят. На критику мы спокойно реагируем, ведь у нас «тонкая» услуга, мы создаем людям впечатление, досуг. Когда люди пришли за эмоциями, они могут поставить для себя определенную планку. Возможно, иногда мы где-то не дотягиваем, или человек был расстроен. Когда видно, что человек — дилетант, и пишет, что скрипач плохо играл, понятно, что мы стараемся определенным образом отреагировать: предлагаем ему посетить другой концерт, например. А если бывает критика серьезная, это сразу видно. Значит, замечания дельные. Мы выходим на связь с этим человеком и более детально обсуждаем.
— Как вам помогают социальные сети в работе?— Я считаю, что пиарить учреждение надо самой и через себя, тем самым люди больше заинтересовываются. Я так и делаю: через собственные странички в соцсетях раскручиваю филармонию. Но некоторые считают, что я пиарю себя. Это не так. Я самодостаточный человек, и через себя продвигаю то учреждение, которым я руковожу. Если бы я выкладывала только фото афиш и выступлений, читателей было бы намного меньше. Людей ведь всегда интересуют сплетни, разговоры, что-то личное, вот они и тянутся. Если бы я руководила другим учреждением, я делала бы абсолютно также. Благодаря такой политике в филармонии появилось много молодежи.
Вне работы
— Работа работой, а как Вы проводите свободное время, если оно у вас есть?— Свободное время у меня есть. Я люблю поспать, прогуляться по улице, несмотря ни на какую погоду. Гуляя пешком, всегда слушаю совершенно разную музыку. Люблю заниматься фитнесом, в теплое время года бегаю по утрам и вечерам. Предпочитаю активный отдых. И тем не менее я трудоголик. Не сделав чего-то до конца, не уйду с работы. Поэтому, чтобы грамотно распределять свое время, стараюсь все делать вовремя в пределах рабочего времени.
— Что бы Вы пожелали читателям нашей газеты?— Пользуйтесь газетами, книгами, получайте информацию именно из таких источников. Не всегда можно верить тому, что пишут в Интернете, в социальных сетях. Доверять надо тому, что написано в официальных СМИ, потому что там информация проходит некую цензуру. Самое главное, хочу пожелать позитива, гармонии, приходите в филармонию, чаще посещайте всевозможные спектакли в театре Оперы и Балета, ТЮЗе, драматическом театре и т. д.
Из досье «МК в Астрахани»
Чернякова Валентина ВладимировнаДиректор Астраханской государственной филармонии
Родилась 28 декабря 1979 года в городе Шебекино Белгородской области.
В 1999 году окончила Астраханское областное училище культуры по специальности «Социально-культурная деятельность», квалификация режиссёр-постановщик театрализованных представлений.
В 2005 году окончила Волгоградский государственный институт искусств и культуры. Присуждена квалификация «Менеджер социально-культурной деятельности» по специальности «Социально-культурная деятельность».
С 1999 по 2006 г. работала в Астраханской городской филармонии.
С 2006 по 2009 г. — генеральный директор ресторанно-гостиничного комплекса ООО «Суши.ру-Юг».
С января 2010 года является директором Астраханской государственной филармонии.
Летом 2010 года стала лауреатом Международной общественной премии «Виват, Маэстро!».
Удостоена почётного звания академика Международной академии культуры и искусства и высшей академической награды «За вклад в культуру».
Елизавета Колоколова ast.mk.ru