Валерия Анфиногенова в середине декабря отметила свой юбилей.
По традиции в связи со знаменательной датой артист обычно подводит некий итог пройденного профессионального пути. Творческий — на юбилейном вечере, личностный — дома, в кругу близких. И то, и другое ожидаемо случилось и у Валерии Николаевны.
О выборе профессии.
— Думаю, у каждого из нас был момент профессионального выбора. Я его сделал в 15 лет, когда уехала из своего «сибирского оазиса» в Московскую музыкальную школу имени Гнесиных. Бытуют иллюзии, что если твоя мама — музыкант и педагог, то она с тобой усиленно занимается и твой путь предопределен. Это не всегда соответствует действительности, а если и соответствует, то не всегда ведет к успеху. Педагог должен быть требовательным и строгим, а мама должна быть мамой. И у меня была именно мама! У нас все шло естественным образом: мама ни к чему меня не принуждала и доверяла мне во многих вопросах. Это доверие, видимо, и помогло мне определиться на профессиональном пути. По ряду семейных причин я вскоре вернулась в Красноярск, но профессиональный выбор был сделан — и я продолжила обучение в Красноярском училище искусств.
О профессиональном обучении.
— Я счастлива, что в моей жизни было и Красноярское училище искусств, и Новосибирская государственная консерватория имени Глинки, и ассистентура-стажировка в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Каждый из этих этапов позволил мне вырасти и профессионально, и личностно.
Новосибирская консерватория стала естественным следствием обучения в Красноярске. В среде музыкантов культивируется преемственность традиций: педагоги училища бережно передают своих выпускников педагогам вуза, у которых учились когда-то сами. Происходит это естественно и органично, позволяя молодому музыканту гармонично совершенствоваться.
Благодаря тому, что Сибирь превращали в край высокой культуры, в Красноярск — столицу края — уже тогда приезжали выдающиеся музыканты. Именно тогда я смогла услышать новоиспеченного победителя конкурса альтистов Юрия Башмета, победительницу конкурса Чайковского Викторию Муллову, эстонский мужской хор и многие-многие другие потрясающие музыкальные коллективы. А Новосибирск того периода, имеющий собственный оперный театр и легендарный симфонический оркестр, музеи, драматические театры, Академгородок, — я до сих пор вспоминаю с трепетом… Красноярск и Новосибирск заложили во мне глубокую основу. Эти города навсегда останутся для меня удивительным и благим местом, вызывающим настоящие сильные эмоции.
О Санкт-Петербурге.
— Мой путь из Сибири на Кавказ лежал через Санкт-Петербург, где я два года училась в ассистентуре-стажировке Санкт-Петербургской консерватории. Это были два фантастических года, во время которых я познакомилась с миром настоящей петербургской профессуры. Моя педагог Софья Вакман, например, была лично знакома с Владимиром Горовицем, Мстиславом Ростроповичем, Дмитрием Шостаковичем и другими известными деятелями мира музыки. Я впитывала все: знания, чувства, мировосприятие, атмосферу… Ассистентура-стажировка — тот уровень, где уже не учат играть на инструменте, где открывают иные просторы, позволяющие расширить образное восприятие мира и звука. Санкт-Петербург — необыкновенный город, и для человека творческого крайне важна аура этого места.
О семье.
О профессиональной деятельности в Сочи.
— Я человек, преданный своей профессии, и не мыслила себя вне музыки. Свою деятельность в Сочи я начала с трудоустройства в Зал органной и камерной музыки. Тогда эта концертная площадка специализировались исключительно на академических жанрах, в ее состав входили симфонический оркестр, хоровая капелла, солисты и орган. Принимала меня на работу Алиса Дебольская, которая доверила мне должность художественного руководителя этой концертной организации.
Много интересного было сделано. Например, цикл «Сочинцы — лауреаты международных конкурсов», благодаря которому в родной город с концертами смогли приехать сумевшие реализовать себя в большом искусстве сочинцы, в тот период жившие за пределами родного города. Среди них были и солист Ростовского театра Петр Макаров, и пианист с мировым именем Владимир Виардо, и дирижер Олег Солдатов, и многие-многие другие. Этот патриотически ориентированный цикл позволил мне ближе познакомиться со многими сочинскими деятелями культуры.
Фестиваль органной музыки возник вскоре после того, как я с удивлением обнаружила, что орган в городе есть, а фестиваля нет. В следующем году он пройдет в 19 раз — и я как творческий руководитель очень рада тому, что фестиваль стал для города традиционным и ожидаемым.
Позднее на меня были возложены функции директора Зала органной и камерной музыки — и это добавило забот.
После создания в 2010 году Сочинского концертно-филармонического объединения путем объединения организаций, базирующихся в Зимнем театре и Органном зале, деятельность стала проистекать несколько в ином русле. Мне как руководителю, долго время работавшему исключительно в академических жанрах, пришлось погрузиться в мир народной музыки. Границы моей деятельности значительно раздвинулись, дав новые ощущения и впечатления. Появилась возможность для творческих экспериментов и создания микс-жанров: танцевальный коллектив «Танц-Артерия», например, работает с квартетом «Позитив», а Камерный хор поет вместе с ансамблем народной песни «Кудрина».
О профессиональной гордости и творческом успехе.
— Без ложной скромности могу сказать, что рада возможности во время гастролей представлять Сочи как город высокой культуры и серьезной классической музыки. Те города и страны, в которых я бываю, как правило, воспринимают наш город как известный российский курорт и как столицу Олимпиады. По сути, я даю им возможность открыть для себя Сочи с еще одной стороны. Это очень важный, ответственный и обязывающий момент моей профессиональной деятельности.
Я побывала в различных городах Польши, Италии, Франции, Германии, Мексики, Эстонии, Украины — гастроли дают впечатления, жизненно важные для любого артиста и музыканта. Выступления в зале прославленной Санкт-Петербургской академической капеллы, в Большом зале Московском консерватории — а это «намоленные» сцены, на которые выходишь с трепетом, — это своеобразный допинг и гормоны счастья. Эти впечатления заставляют и за полночь садиться за рояль, чтобы совершенствовать свое мастерство.
Успешность — сомнительная и очень условная субстанция, зависящая от личной шкалы координат. Всегда есть тот, кто выше или ниже тебя, кому лучше или хуже, чем тебе. Для меня главное — мой внутренний микрокосмос. Главное, чтобы мне не было стыдно и совестно, когда я остаюсь наедине с собой. И это мой основной жизненный критерий. Для меня очень важно, чтобы люди ближнего круга были искренни и счастливы рядом со мной…
Ждем всех друзей Органного зала и почитателей яркого Таланта Валерии Николаевны Анфиногеновой сегодня вечером, в 19:00, в Зале Органной и камерной музыки имени Алисы Дебольской!
www.sochi-news.ru