В Москве прошли первые гастроли американского Национального молодежного оркестра, который открыл свой дебютный сезон. Коллектив был основан в прошлом году по инициативе Института музыки Вайля при Карнеги-холле. Согласно программе 120 юных дарований ежегодно съезжаются из разных регионов США на интенсивный учебный курс, а затем гастролируют под управлением одного из знаменитых дирижеров. В этом году оркестр возглавил Валерий Гергиев. А солировал один из самых ярких музыкантов современности, скрипач Джошуа Белл.
Еще четыре недели назад они не знали друг друга, теперь Валерий Гергиев и Национальный молодежный оркестр США – на одной волне. Маэстро называет коллектив юношеским: здесь музыканты из 42 штатов Америки от 15 до 19 лет. Это их первый гастрольный тур. Они отыграли в Нью-Йорке и Вашингтоне. Теперь Москва и Санкт-Петербург. Финальная точка – в Лондоне, на фестивале Proms.
«Я считаю, что все музыканты юные в мире должны проходить через подобные процессы, – говорит Валерий Гергиев. – Я, как опытный дирижер, хотел поделиться многим с ними, это наш долг и обязанность. Я привык работать с молодыми певцами и молодыми оркестрами России».
Американский скрипач-виртуоз Джошуа Белл, еще один сюрприз этих гастролей. В России его знают. В первый раз выступал здесь еще в девяностых. С тех пор обладатель «Грэмми» Москву не забывает. Особое отношение к музыке русских композиторов.
«Вы, наверное, уже знаете, что моя бабушка была русской, – говорит музыкант. – И мой учитель, Джозеф Гингольд, родился в России. Так что русская музыка жила в нашем доме, я впитывал ее. Она до сих пор притягивает меня своей наполненностью. Взять, например, Чайковского – он очень русский, он меланхоличен, а еще в нем есть темные глубины, которые способны заставить меня плакать».
В этот вечер вместе с маэстро Гергиевым знаменитый музыкант исполнил скрипичный концерт Чайковского. На днях Джошуа Белл открывал этим произведением сезон Бостонского симфонического оркестра. Но сегодняшнее выступление особенное – он впервые на одной сцене с национальным молодежным оркестром США.
Этот драйв молодых Джошоу ценит больше чем, опыт. Сам постоянно в поиске. Играя на старинной скрипки Страдивари, 1713 года, соединяет классику с джазом и роком, чтобы придать музыке современное звучание. На его счету 35 альбомов, саундтреки к фильмам «Красная скрипка», «Ангелы и демоны». Работа со Стингом и Региной Спектор. Теперь молодежная история, в которую он погрузился с головой.
«Мне кажется, публика должна полюбить этих музыкантов за молодость, за какую-то особую энергетику, – говорит Джошуа Белл. – Да, возможно, им и не хватает опыта. Но зато у них широко открытые глаза, желание выложиться на московской сцене. Для них это первое выступление в России. И я чувствую их эмоции, это дополнительный импульс для меня».
С молодежными оркестрами Валерий Гергиев работал не раз, но даже он находится под впечатлением от масштаба и грандиозности проекта. И уже мечтает сделать что-нибудь подобное у нас.
«Я уверен, что любая крупная музыкальная держава должна вкладывать огромные усилия в подобные акции, – отмечает Валерий Гергиев. – Для меня это четь. Не скрою, творческая радость и ответственность большая – работать с лучшими музыкантами Америки».
Программа, представленная в Москве, рассчитана совсем не на новичков – профессионалов высокого класса. Помимо скрипичного концерта Чайковского и десятой симфонии Шостаковича – сочинение американского композитора Шона Шеперда «Магия», написанная специально для Национального молодежного. Чья игра, вполне соответствует духу этой мистической пьесы, на создание которой американца вдохновили русские композиторы.
tvkultura.ru