В Благовещенске выступил скрипач-виртуоз, который восстановился после тяжелейшей травмы руки
Вардан Маркос – живой пример, когда искусство обладает целительной силой. Несколько лет назад во время службы в армии на танковых учениях он повредил кисть левой руки. Были раздроблены пальцы, и врачи прямо заявляли: о продолжении карьеры музыканта не может быть и речи. Но это было не про Вардана. Он даже и подумать не мог, что останется без любимого дела.
Вардан Маркос с отличием окончил Ереванскую государственную консерваторию имени Комитаса по классу скрипки. Удивительно, но подающего большие надежды музыканта прямо со второго курса консерватории «упекли» в армию, в обычные рядовые, да ещё и в танковые войска.
– Я служил в Чехословакии, далеко от дома, поэтому скрипку взял с собой, чтобы иногда заниматься. Но офицер, принимавший меня, увидев скрипичный футляр в моих руках, сразу сказал, чтобы я забыл про скрипку, а эти два года вместо скрипки у меня будет танк, – смеясь, рассказал музыкант.
Тогда он ещё не знал, что армия поставит под угрозу его мечты и будущее.
– На танковых учениях я повредил кисть левой руки. Были раздроблены пальцы, и врачи обещали только лишь «спасти руку», – рассказал Вардан Маркос. – О продолжении карьеры музыканта не могло быть и речи. Но невозможного нет!
Без музыки он себя просто не видел, поэтому после операции последовали упорные занятия и игра на инструменте по 10–12 часов в день. Через два года о травме напоминал лишь тонкий шрам на левой руке. Выпускные экзамены он сдал на «отлично». Зритель и теперь не догадывается, что пальцы, стремительно бегающие по скрипичному грифу, были спасены чудом.
Более того, по окончании консерватории Вардана Маркоса пригласили в Красноярский театр оперы и балета в качестве артиста оркестра. Он исправно в нём работал, но в то же время ему не давала покоя идея создать собственный театр, свою концертную программу. И вот в 1999 году появился «Парад страстей», а затем и другие концертные программы-спектакли – «Время триумфа» и «Наваждение». И вновь ему пришлось преодолеть, казалось бы, непреодолимое. Он осовременил классику, чем в рядах коллег вызвал настоящий шквал возмущения.
– Меня не раз ругали, говорили, что я гублю свой талант. Некоторые даже подозревали, что я и играть-то не умею, а на концертах звучит фонограмма Ванессы Мэй, – сетовал музыкант. – Но, работая в Красноярске, я внимательно наблюдал за зрителем. И понял, что не все готовы к классической музыке. Должна быть яркая программа, которая будет понятна не только меломанам и музыкальным критикам, но и простым людям, которые классику считают скучной и устаревшей, а больше любят эстраду. Поэтому появились современные интерпретации, и зритель услышал знакомые музыкальные произведения по-новому.
В программе «Время триумфа», которую привёз в Благовещенск Вардан Маркос, в современной обработке прозвучали «Маленькая ночная серенада» Моцарта, «Симфония № 5» Бетховена, «Прелюдия» Баха, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, а также иранские, венгерские и армянские напевы. Звучание скрипки он соединяет с «минусом», попадая в жанр популярной музыки.
Сейчас он делает «формат», который собирает явно больше слушателей, чем чистая классика. Во всяком случае, публика Амурской областной филармонии армянскому виртуозу аплодировала очень жарко. В ответ на такой горячий приём Вардан Маркос признался, что в следующем году обязательно приедет в Благовещенск. Уже в пятый раз.
Наталья Шлямова