Александр Новоселов и Анастасия Суднева представили вниманию публики наиболее известные произведения как светской, так и духовной музыки в необычной интерпретации.
В четверг, четвертого октября, в пензенской филармонии прошел
концерт органной и фортепианной музыки, посвященный 333-летию со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
Рассаживающихся по своим местам гостей на нужный лад настраивала запись «Страстей по Матфею», а первым исполненным вживую произведением стала хоральная прелюдия «Herr Jesus Christ zum Jordan kam», сыгранная на органе.
Органный зачин получился довольно архаичным из-за спокойного и несколько отчужденного характера мелодии, но английская сюита в исполнении пианистки кардинально изменила настроение в зале, и стало ясно, что такое чередование эмоций и впечатлений станет особенностью этого вечера.
Кажется, настоящее ощущение таинства, создающееся во время звучания произведений Баха, осознание чего-то грандиозного, тучного и одновременно совершенно не давящего, робкого, но строгого — наступило на последних нотах токкаты и фуги ми-мажор.
Орган превратился в огромный корабль, ходячий замок из одноименного мультипликационного фильма японца Хайяо Миядзаки: причалил к берегу, уцепился лапами за земную твердь, водрузил свое туловище и… зазвучал!
Это был глубокий вдох, недоумение зрителей: «Неужели это может так звучать?», «Неужели вся эта мощь волной обрушивается на меня?». И, поддерживая эти эмоции, музыканты плавно, одним движением руки, переворачивающей страницы сборника нот, перешли к Чаконе.
Партита для скрипки соло № 2 ре-минор, кажется, была создана, чтобы однажды ее сыграл Леонид Коган. Но переложение для фортепиано подарило произведению вторую жизнь, потому что расширило горизонты его восприятия и понимания.
Анастасии Судневой удалось воспроизвести не вариацию на тему широко известно произведения для струнного инструмента, а самостоятельно существующую историю, иную жизнь старого текста. Неожиданно возникла мысль о том, что именно под такое исполнение фигуристы Татьяна Волосожар и Максим Траньков должны были выигрывать золото чемпионата мира в 2013 году.
Полного ощущения того, что некоторые прозвучавшие произведения были созданы для исполнения в храме, не было. Даже в «Хоре» из сборника Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» больше религиозного подтекста — на повторяющиеся, медитативные, успокаивающие и сосредотачивающие аккорды идеально ложится самая древняя и короткая молитва «Господи, помилуй!». И это еще раз доказывает, что музыка Баха в разное время выполняла нужные публике функции, но всегда оставалась образцом настоящего искусства, способного перешагивать из века в век, получать новые интерпретации, но не утрачивать почерка гения.
Переход темы из одной руки в другую, фразы, заканчивающиеся на полуслове и перерастающие в новые предложения, поражающее нагромождение звуков, которые ровным строем умещаются в памяти исполнителя, — все это вводит слушателя в легкий транс, пробуждает подсознание.
В финале зрители были награждены за долгое ожидание дуэта: орган выполнил роль оркестра в фортепианном концерте ре-минор. Это была квинтэссенция всех мыслей и настроений, которые всколыхнул вечер в зале филармонии. Появилось чувство, что сам ты превратился в инструмент, когда кажется, что трубы органа растут уже откуда-то из макушки, и весь ты звучишь и гудишь, машинально вплетая в музыкальную тему беспокоящую фразу, которая теперь повторяется в разных регистрах, но все так же настойчива, а молоточки в конструкции рояля стучат где-то в районе груди.
Определенно, для маленькой Пензы артисты уровня Анастасии Судневой и Александра Новоселова — настоящий подарок. Афиши с их фотографиями выделяются на фоне гастролеров из Европы, играющих те же произведения, но совсем другую музыку. Хочется пожелать пензенцам, наверное, прозрения, осознания того, что далеко не в каждом городе есть исполнители такого сорта — и будем ждать, когда услышим Настю вместе с оркестром.
В ее образе, кстати, есть что-то напоминающее балерину Диану Вишневу. Такая же тонкая, хрупкая, словно птичка, она вспорхнула на сцену и сразу завоевала сердца зрителей эмоциональной манерой исполнения, музыкальностью, чувственностью.
«Посмотри, как в крышке рояля отражаются ее порхающие пальцы», — донесся восхищенный комментарий молодого мужчины в зале.
Но важно помнить: играть красиво хорошо, а красиво слушать — еще лучше! И местным ценителям явно есть куда расти. Радует, что в зале кроме людей старшего поколения были подростки (но стоит учитывать, что они, с высокой долей вероятности, учатся в музыкальных школах) и несколько молодых семейных пар, не похожих на типичных посетителей такого рода мероприятий. Остается надеяться, что отключение телефона после третьего звонка (но не самого гаджета!), а также понимание того, что во время антракта не стоит садиться за рояль и фотографироваться, будут нормой, а не приятным исключением.
penzasmi.ru/news/10…stra