2 ноября в концертном зале городской администрации дубнинский симфонический оркестр под управлением Евгения Ставинского открыл серию концертов нового абонемента «Под музыку Вивальди…».

В соответствии с тематикой в его программу вошли камерные произведения, связанные со стилем европейского барокко — это сочинения И.Баха, А.Вивальди и Б.Марчелло. Молодые музыканты Москвы флейтист Константин Венёвцев, гобоист Эмиль Мирославский, скрипач Алексей Черкасов и пианистка Наталья Щербакова ознакомили слушателей с концертами, в которых флейта, гобой, скрипка и клавир представлены в качестве солирующих инструментов.
Старинная музыка многое привносит в жизнь тех, кто ею занимается, однако не менее активно она воздействует и на аудиторию, формируя такой тип слушателя, в котором органично сочетаются непосредственная эмоциональность и самый изысканный интеллектуализм. Связано это в первую очередь с тем, что независимо от того, в какой форме ее преподносят — от театрализованного действа до лекции-концерта, ее сердечная общительность и сведенный до минимума произвол составляют единое художественное целое.
Программа прошедшего вечера продемонстрировала отличную профессиональную форму, в которой находятся музыканты дубнинского оркестра: не случайно они обратились к произведениям Баха, Вивальди и Марчелло, требующим от исполнителей филигранной техники, отменного вкуса и отточенного чувства стиля. Отрадно и то, что приехавшие в Дубну солисты достаточно быстро сумели найти с нашими оркестрантами общий язык — в результате сочинения, в которых царят гобой, флейта, скрипка и фортепиано, в полной мере сумели захватить аудиторию.
Здесь хочется напомнить, что родиной гобоя искусствоведы считают Францию и относят его возникновение к пятидесятым годам XVII века, а между тем в некоторых источниках зафиксировано, что уже с конца XVI века немецкие военные оркестры использовали духовой инструмент, близкий ему по звучанию.
В отличие от гобоя флейта является одним из древнейших инструментов — первые упоминания о ней находятся в «Илиаде» Гомера, где ее происхождение связывается с мифом о боге лесов и полей Паном и нимфой Сириной. Естественно, что конструкция флейты Пана значительно отличается от ее современного аналога, однако ее звучание по-прежнему волнует воображение композиторов, в частности Римский-Корсаков использовал ее в опере «Млада».
Между тем Европу флейта покорила только в XVII веке, где быстро приобрела такую популярность, что умение играть на ней стало признаком «хорошего тона», а ее изготовление стало цениться как подлинное искусство. Любопытно, что в те времена в процессе придворного камерного музицирования использовались флейты, сделанные из кости, фарфора, янтаря, хрусталя и золота.
Одним из тех композиторов, кто создал первые концертные произведения, предназначенные для современной флейты, был И. С. Бах. Именно его концерт для флейты, скрипки, фортепиано и камерного оркестра (ля минор) и прозвучал на прошедшем вечере. Другими сочинениями И.Баха, включенными в программу, были сюита № 2 для флейты и оркестра, состоящая из четырех танцев, и концерт для скрипки, гобоя и оркестра (ре минор). Из многочисленных барочных сочинений для гобоя с оркестром Вивальди музыканты выбрали для исполнения один из его концертов (ля минор). Их внимание остановилось также и на Adagio Б.Марчелло.
На слушателей прошедший вечер произвел благоприятное впечатление: творческая позиция дирижера, выраженная в его непосредственной сопричастности исполняемой музыке, сделала ее восприятие полноценным и запоминающимся. Интересно и стилистически ясно прозвучали сочинения Баха, в которых солировали К.Венёвцев, А.Черкасов и Н.Щербакова,
особый энтузиазм вызвала игра молодого гобоиста студента московского колледжа имени Гнесиных Эмиля Мирославского: после исполнения сочинения Марчелло ему устроили овацию, и в результате на бис прозвучала знаменитая пьеса А.Пьяцоллы «Oblivion», которую он вместе с оркестром исполнил с подлинным увлечением. На этой красочной ноте и завершился концерт, прошедший в уютном зале администрации, обстановка которого располагает к непринужденному музицированию.
Наталия Белага
Дубнинская филармония. 06.11.2008 год
pressdubna.ru