В современном мире самый быстрый путь к популярности для композитора — это успешная карьера в сфере создания музыки для кино. Сотрудничество с культовыми режиссерами и написание саундтреков к кассовым блокбастерам зачастую перевешивают на весах славы целый ряд симфоний, опер и других академических опусов.
15 мая в Мемориальной квартире Святослава Рихтера состоится концерт
«Великолепная четверка между „Оскаром“, „Золотым глобусом“ и „Грэмми“», в программу которого войдут камерные инструментальные произведения композиторов, получивших широкую известность благодаря работе в кино, — Джона Корильяно, Майкла Наймана, Карло Менотти и Джона Уильямса.
Джона Корильяно, одного из крупнейших современных композиторов, киноманы знают по его яркому саундтреку к фильму «Красная скрипка», который записал выдающийся американский скрипач Джошуа Белл. Карло Менотти для американской публики прежде всего автор первой, специально написанной для телевидения оперы «Амаль и ночные гости», которую американские дети уже почти 70 лет традиционно смотрят накануне рождества. Имя Майкла Наймана редко звучит без упоминания его многолетнего сотрудничества с режиссером Питером Гринуэем. И, наконец, роль Джона Уильямса в истории кинематографа трудно переоценить — он автор музыки к таким фильмам как «Один дома», «Челюсти», «Список Шиндлера», «Звездные войны», «Гарри Поттер» и многим, многим другим.
На концерте 15 мая гости Мемориальной квартиры Святослава Рихтера смогут услышать академические сочинения этих композиторов в исполнении блистательных молодых солистов, лауреатов международных конкурсов
Анастасии Петруниной (скрипка),
Сергея Полтавского (альт),
Антона Прищепы (кларнет),
Михаила Турпанова (фортепиано).
Соната для скрипки и фортепиано (1962) принесла
Джону Корильяно (р. 1938) первый успех в академических кругах, став в 1964 году единственным произведением, удостоенном премии конкурса камерной музыки в Сполетто. Соната — экспрессивное, виртуозное сочинение, в котором органично сочетаются тональные, атональные и политональные фрагменты, а ритмическая вариативность усиливается постоянной сменой метра. По словам композитора, одним из импульсов к написанию этого сочинения были его музыкальные впечатления, полученные благодаря отцу — замечательному скрипачу, концертмейстеру Нью-Йоркского филармонического оркестра. «Я с детства слышал его игру, а в 24 года написал для него Скрипичную сонату — все оставшиеся годы он довольно много ее играл. Поэтому у меня особые чувства к скрипке и к скрипичным концертам: многие из них я слышал в его исполнении, знал наизусть, сидел на репетициях, на концертах и слушал, по-детски боясь, не пропустит ли он ноту». Изначально композитор планировал дать своему опусу название «Дуэт для скрипки и фортепиано», и, безусловно, авторский замысел проявился в паритетной роли двух инструментов в этом очень ярком, полном неиссякаемой виртуозной энергии произведении.
Другое сочинение Корилияно, вошедшее в программу концерта, это пьеса
STOMP для скрипки соло (2011), написанная по заказу организаторов XIV Конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (композитор входил в жюри конкурса скрипачей). Пьеса написана в стиле
фиддл (стиль с фольклорными мотивами, по исполнительской манере напоминающий джаз), и Корильяно не только включил в партитуру подробное описание особенностей этого стиля, но и дал ссылку на веб-сайт, где можно увидеть и услышать выступления музыкантов, играющих фиддл-музыку. Зажигательная, жизнерадостная и очень сложная, эта пьеса требует от исполнителя особых эмоциональных и технических навыков: нужно не только найти правильную манеру и верную технику исполнения, но и дополнительно отбивать такт ногой — недаром название пьесы в переводе означает «топот».
Карло Менотти (1911−2007) — американский композитор итальянского происхождения, учился вместе с Леонардом Бернстайном и Сэмюэлом Барбером. Он — автор более 20 опер, которые продолжают с успехом ставиться в США (Менотти был также автором либретто к большинству своих опер и часто выступал как режиссер). Очаровательное
Трио для кларнета, фортепиано и скрипки было написано композитором в 1996 году специально по заказу известного ансамбля «Verdehr Trio». Сочинение покоряет романтическим лиризмом, жанровой характерностью и мягкой иронией (в первой части у кларнета периодически звучит бодрая синкопированная мелодия, напоминающую тему свадебного марша Мендельсона).
Знаменитое сочинение английского минималиста
Майкла Наймана (р. 1944)
Viola and Piano (1995) — это третий опус в ряду виртуозных пьес для солирующего инструмента и фортепиано. Каждая из них представляет собой одночастную композицию с головокружительной контрастной сменой темпов, ритмов и эмоциональных состояний. Блистательный, наполняющий слушателей жизненной энергией дуэт скрипки и фортепиано можно смело назвать ярким образцом музыкального минимализма — не случайно именно его создатель ввел термин «минимализм» в музыковедческий лексикон еще в середине 1970-х годов.
Американский композитор и дирижер
Джон Таунер Уильямс (р.
1932) начал карьеру как пианист, записывающий музыку к фильмам. Первый же его опыт написания собственного саундтрека привлек внимание директоров киностудий Голливуда. В 1967 году Уильямс впервые был номинирован на «Оскар» и с тех пор номинировался более 30 раз, и пять раз становился лауреатом премии в номинации «За лучшую музыку в фильму». Несмотря на то, что основную часть времени композитор, безусловно, уделяет сочинению музыки для кино, Уильямс — автор большого количества инструментальных концертов, симфонических и камерных произведений.
Duo Concertante для скрипки и альта (2007) композитор написал для своих друзей — Майкла Зарецкого и Виктора Романула, солистов Бостонского симфонического оркестра. Уильямс был впечатлен исполнением Зарецким и Романулом «Мадригалов для скрипки и альта» Богуслава Мартину на концерте в 1999 году, и в его Дуэте, написанном в позднеромантическом стиле, отчетливо присутствует влияние чешского романтика. Солирующие инструменты — скрипка и альт — вступают в разные формы музыкального диалога: экспрессивную имитацию, дистанцированный обмен репликами и оживленный спор.
Анастасия Петрунина (скрипка) — выпускница Академического музыкального колледжа при МГК им П. И. Чайковского (класс Е. Д. Демиденко и Т.В. Колчановой), магистр Высшей школы Йельского университета (преподаватель Syoko Aki), приглашенный артист различных фестивалей, среди которых
Music Academy of the West,
Bowdoin Festival,
Elba Music Festival,
Berwaldhallen и др. В качестве солистки выступала с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Санкт-Петербургским Государственным Академическим Симфоническим оркестром, Саратовским симфоническим оркестром,
Yale Chamber orchestra и др. В настоящее время является артисткой группы первых скрипок ГСО «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Выступала в известных залах мира, таких как Большой, Малый и Рахманиновский залы Московской консерватории, Концертный зал им. Чайковского, Камерный зал Московской филармонии,
Carnegie Hall, Morse Recital Hall,
Hahn Hall (США) и других. В составе камерных ансамблей и с сольными программами с успехом гастролировала в Швеции, Испании, Норвегии, Венгрии, Италии, США, Германии и городах России. В ее обширном репертуаре большое количество произведений современных российских и зарубежных композиторов, в том числе пьесы, впервые прозвучавшие в ее исполнении.
Сергей Полтавский (альт) — один из ярких и востребованных представителей молодого поколения солистов-альтистов, исполнителей на виоле д’амур. В 2001 году поступил в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, в класс Романа Балашова (кафедра альта под руководством Юрия Башмета). В 2003 году стал лауреатом Международного конкурса исполнителей на струнных инструментах в Тольятти. Как солист и в составе камерных ансамблей участвует в различных фестивалях в России и за рубежом. Принимал участие в фестивалях: «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Возвращение», «VivaCello», фестиваль Владимира Мартынова (Москва), «Дягилевские сезоны» (Пермь), «Dni Muzyke» (Montenegro, Herceg Novi), «Novosadsko Muzičko Leto» (Serbia), «Арт-Ноябрь», «Kuressaare Music Festival» (Estonia) и других. Круг интересов музыканта очень широк: от барочной музыки для виолы д’амур до произведений современных композиторов — Владимира Мартынова, Георгия Пелециса, Сергея Загния, Павла Карманова, Дмитрия Курляндского и Бориса Филановского. Он сотрудничает с такими коллективами, как «Академия старинной музыки», «Opus Posth», Ансамбль современной музыки (АСМ), Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Государственный камерный оркестр России (ГАКО), Академический симфонический оркестр (АСО), «Солисты Москвы», «Musica Aeterna», «Времена Года» и другие. Сергей — автор ряда уникальных мультижанровых проектов, в том числе Фестиваля альтернативной альтовой музыки «Viola is My Life».
Антон Прищепа (кларнет) окончил в 2006 году Российскую академию музыки им. Гнесиных, а затем в 2009 году аспирантуру по двум специальностям: как кларнетист (класс Н. Волкова) и как композитор (класс профессора К. Волкова). В 2002 году Антону Прищепе присуждена I премия Первого международного конкурса композиторов им. Скрябина. В этом же году он стал лауреатом II премии на конкурсе исполнителей на духовых инструментах «Сибирские музыкальные ассамблеи» (Новосибирск). С 2005 года — участник ансамбля солистов «Классика Арт». В декабре 2012 года стал обладателем Гран-при конкурса камерной музыки им. В. Витти в г. Кастеллано-Гротте (Италия) в трио с Александром и Ольгой Посикера. В рамках конкурса состоялась премьера сочиненного Антоном Прищепой
Trio-Racconto для кларнета, фагота и фортепиано.
Михаил Турпанов (фортепиано) — выпускник Московской государственной консерватории, где его наставниками были профессора Н. А. Петров и М. С. Воскресенский. Лауреат множества конкурсов, обладатель специального приза XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Участвовал в престижных международных фестивалях, среди которых
Pianoscope(художественный руководитель — Б. Березовский),
Gradus ad Parnassum (при поддержке компании Yamaha),
Primavera Classica, Летний музыкальный фестиваль в Копенгагене, «Шаги на снегу», «Возрождение». Летом 2016 года в рамках фестиваля в Монпелье (Франция) музыкант с успехом выступил в серии концертов, которые транслировались в прямом эфире
Radio France. В качестве солиста пианист выступал с такими коллективами, как Национальный филармонический оркестр России, Московский камерный оркестр
Musica Viva, Государственный академический камерный оркестр России, Концертный симфонический оркестр Московской консерватории. Сотрудничал со всемирно известными дирижерами, в том числе с Кеном-Дэвидом Мазуром и Александром Лазаревым, с которым в октябре 2015 года, в преддверии 150-летнего юбилея Московской консерватории, участвовал в осуществлении российской премьеры грандиозной Третьей симфонии Н. Корндорфа на сцене Большого зала МГК.
Начало в 19:00.
Справки по телефонам: 8 (495) 695 83 46, 8 (495) 697 47 05, 8 (495) 697 72 05.
Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера.
www.arts-museum.ru/events/…php