Дорога есть дорога. Если к ней примешивается волнение по поводу предстоящего концерта, то она становится особенно долгой. Но Симфоническому оркестру повезло: погода была отличная, трасса — знакомая, поэтому никто не устал. Дорога, о которой идет речь, вела в Санкт-Петербургскую академическую филармонию, куда на гастроли двигались автобусы с оркестрантами Карельской филармонии. Опережая события, скажу, что гастроли прошли успешно.
Подробнее о поездке рассказывает директор Симфонического оркестра Валерий Бобков.
— Два гигантских автобуса, увозящих людей и инструменты из Петрозаводска… Оркестранты — это понятно, но отправляться в Петербургскую филармонию, одну из богатейших в стране, со своими валторнами и виолончелями… Как в Тулу со своим самоваром?— Конечно, у соседей есть все необходимые для выступления Симфонического оркестра инструменты, причем они готовы были предоставить нам, например, все четыре контрабаса классом не хуже наших. Но… Инструмент для музыканта — вещь, я бы сказал, интимная. Поэтому каждый оркестрант старается взять его с собой. Мы оставили дома лишь самые тяжелые. Я вам скажу больше: помимо двух контрабасов, мы взяли и специальные высокие стулья к ним.
— «Насиженные», так сказать, места…— Можно и так сказать. Кстати, у музыканта ударной группы, играющего на литаврах, стул тоже специальный высокий, да еще и крутящийся. В отличие от контрабасистов, мы его с собой не повезли, а предоставленный Питерской филармонией оказался настолько удобным, что контрабасисты предложили change, но мы не согласились. (Валерий Бобков, помимо директорства, еще и концертмейстер группы ударных инструментов — Авт.) Такие вот возим с собой «домашние тапочки».
А если серьезно, то музыкант привыкает к звучанию своего инструмента. Это относится не только к скрипке или флейте, но и к треугольнику, тарелкам. Благо, они не большие и не тяжелые: упаковал — и вместе в путь.
— Как встретил вас Питер?— К счастью, не традиционным дождиком, а чудесной погодой. И вообще, все шло как по нотам — теплый прием у старых друзей.
— Речь, как я понимаю, идет о ваших коллегах. Как вас встретила местная публика?— Дней за десять до начала концерта билеты в продаже еще были. У нас, в Петрозаводске, это означало бы, что полный зал собрать, скорее всего, не удастся. Но петербургская публика другая. Там раскупают билеты ближе к концерту, и к началу нашего выступления был аншлаг. НО Не «переаншлаг» — та ситуация, когда продаются дополнительные стоячие места на балконы, и зрители свисают с них «гроздьями». Так, кстати, было на наших гастролях в Санкт-Петербургской филармонии прошлой осенью.
— Но еще питерская публика отличается от нашей тем, что дарит артистам много цветов…— Это так, у них это устоявшаяся традиция. Честно говоря, я не понимаю, почему цветы, как знак признания артиста, в Петрозаводске редкость. Уверен -дело не в жадности. Может, все проще: у нас нет, в отличие от Питера, возле театров и концертных залов цветочных киосков?
— Со стороны гастрольная поездка выглядит достаточно хлопотной. Что дают гастроли артистам?— Гастрольные поездки оркестру необходимы. Во-первых, приглашение в столичные концертные залы или в международные турне — это знак качества музыкального коллектива, признание его высокого профессионализма. Во-вторых, чтобы узнавала, а потом и не забывала публика. В-третьих, что для нас, музыкантов, очень важно: оркестр без гастролей «варится в собственном соку», а каждая поездка — это общение с коллегами, познание чего-то нового в музыкальном мире. Об этом невозможно только прочитать, посмотреть в интернете — это надо увидеть и услышать.
Кроме того, гастроли дают такие навыки, которых наши слушатели даже не замечают. Это работа с залом — его акустикой. Когда несколько лет назад мы после долгого перерыва приехали выступать в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, то львиную долю времени на репетициях посвящали «борьбе с акустикой». Теперь приобретенный опыт позволяет нам быстро приспособиться к любому концертному помещению.
— Я видела, что артисты вернулись в прекрасном настроении. Следующие гастроли в Санкт-Петербург не за горами?— Да. В январе 2017 года — выступление в зале Санкт-Петербургской академической филармонии, а в мае, тоже будущего года, в Концертном зале Мариинского театра.
mincultrk.ru