Видения для фортепиано с оркестром

Добавлено 10 октября 2015 muzkarta

Свердловская филармония

В Екатеринбурге открылся фестиваль «Евразия»

Фестиваль музыка


В Свердловской филармонии концертом Уральского симфонического оркестра открылся III Международный музыкальный фестиваль «Евразия». Впереди еще десяток программ музыкантов и музыки из разных частей света, разных эпох и стилей, в том числе суфийские музыкальные практики и концерт сенсации последнего Конкурса имени Чайковского пианиста Люка Дебарга. На концерте-открытии, включавшем в себя редко звучащие сочинения и одну мировую премьеру, побывала ЮЛИЯ БЕДЕРОВА.

Фестиваль «Евразия» в Свердловской филармонии (он в этот раз посвящен теме Средиземноморья и продлится до 16 октября) выстроен филармонически логично, изящно, масштабно и одновременно компактно. При этом его программы устроены не строго филармоническим образом, по крайней мере академические музыкальные практики в расписании свободно смешиваются с этническими. А европейская классика чередуется с русской и заграничной новой музыкой. Программный директор фестиваля Гюляра Садых-Саде, избегая пышного пафоса, проповедует уральской публике широту музыкального кругозора и художественную толерантность, легко находя отклик в людях, живущих между Европой и Азией. Однако программы фестиваля отнюдь не местного значения. И дело не только в том, что «Евразия» снова заказывает музыку современным авторам, что для российских институций и ситуаций до сих пор эксклюзивный жест. Так, на прошлом фестивале состоялась мировая премьера волшебного «Путешествия Лисы на Северо-Запад» Леонида Десятникова, сделанного по специальному заказу «Евразии», а в этот раз на фестивале снова палитра премьер — от монооперы екатеринбургского композитора Ольги Викторовой до свежего сочинения японского автора Тосио Хосокавы.

В этот раз новую партитуру по специальному заказу фестиваля для Уральского симфонического оркестра написал Антон Батагов, совсем недавно вернувшийся к практике живых концертов как пианист (его изысканная программа, составленная из цикла «Невидимые земли» и первой тетради «Прелюдий Дебюсси», тоже в программе «Евразии») и к практике сочинений для живых оркестровых составов — как композитор. Премьеру его предыдущего опуса — «I Fear No More. Избранные песни и медитации на стихи Джона Донна» в Москве сыграл в прошлом сезоне Госоркестр во главе с Владимиром Юровским. «Я больше не боюсь» сложно сравнивать с новой вещью: «Я вижу твой сон, ты видишь мой сон» устроена принципиально иначе не только по языку и краскам, но и по интонации. И если первое — масштабный манифест концертного постминимализма, не стесняющийся быть роскошным, то второе — композиционно прозрачная призрачная минималистская звукопись, равно неожиданно и непретенциозно высвечивающая в, казалось бы, узнаваемой постминималистской эстетике силуэты, тона и поэтику французского импрессионизма-символизма.

Всей программе концерта-открытия, целиком посвященной не только средиземноморской музыкальной географии, но и подходящей для нее теме сновидений, видений и неуловимых душевных движений, «I See Your Dream, You See My Dream» для фортепиано с оркестром, сыгранное Уральским симфоническим вместе с автором за роялем без нажима, но с тщательностью и деликатностью, придало особенный объем и полноту. Поэма «Психея» для оркестра и хора Сезара Франка, торжественная симфоническая живопись на мифологический сюжет, перед батаговской премьерой прозвучала гимнически, а «Остров, полный шумов» греко-канадского автора Христоса Хациса со всем его ретроноваторством после — оживленно и трогательно.

Выходные на фестивале посвящены специальному фестивальному проекту «От Леванта до Магриба» и представляют по очереди каирский ансамбль Al-Tariga Al-Gazoulia с суфийской музыкой и песни и танцы народов Средиземноморья. На этом в расписании фестиваля события не местного, а вполне мирового значения не исчерпываются: в числе прочего будут еще программы «Ардитти-квартета» с музыкой Бартока, Ксенакиса, Лигети, Гедизлиоглу, сочинения китайских композиторов в сочетании с Восьмой симфонией Дворжака в исполнении Гонконгского молодежного симфонического оркестра (в том числе «Влюбленные бабочки» композиторского дуэта Хэ Чжаньхао — Чэнь Ган) и музыка Бедржиха Сметаны и Гии Канчели в не менее прекрасном сочетании с мировой премьерой партитуры «Fluss» («Река») Тосио Хосокавы в совместном исполнении Уральского симфонического оркестра и «Ардитти-квартета».

www.kommersant.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору