Виктор Маляров: Псковский конкурс исполнителей на многострунных инструментах — это флагман в гусельной культуре России

Добавлено 17 октября 2015 muzkarta

Псковская филармония

Через неделю в Пскове в 8-й раз откроется Международный фестиваль-конкурс исполнителей на многострунных народных инструментах, который соберет музыкантов из Пскова и Петербурга. По традиции сам конкурс пройдет 23 октября, а 24 октября в Большом концертном зале Псковской областной филармонии состоится гала-концерт «Молодость древних струн».

Участие в нем примут победители «Кубка Пскова», а также лауреаты и члены жюри предыдущих фестивалей-конкурсов, ансамбль «Псков» и Симфонический оркестр Псковской филармонии под руководством дирижера Эдуарда Банько. О предстоящем конкурсе и концерте Псковской Ленте Новостей рассказал бессменный член жюри фестиваля — композитор, Заслуженный артист РФ Виктор Маляров.

— Не первый раз вы судите конкурс исполнителей на многострунных инструментах в Пскове. Расскажите о своих впечатлениях от предыдущих фестивалей.

— Третий или четвертый раз буду сидеть в жюри. То, что администрация поддерживает такие конкурсы и фестивали народной инструментальной культуры — это большое достижение. За это ей большое спасибо. Псковская земля богата именно гусельными традициями, которые известны издревле. Хорошо, что эти конкурсы проходят как раз на Псковской земле, потому что здесь сложилась богатая инструментальная традиция, которая поддерживается ведущими педагогами Псковщины. В начале был известный педагог Вениамин Кричевский, который продолжил дело инструменталистов-гусляров. Кроме того, у вас есть замечательный ансамбль «Псков», где играют гусляры, а в советское время был оркестр «Серебряные струны», который славился богатой инструментальной культурой и высоким профессионализмом. То, что конкурс проходит именно на Псковской земле — это показатель. В наше время это такой флагман в культуре России, потому что таких гусельных конкурсов не так много. Сейчас это гусельное движение, которому в свое время псковские инструменталисты дали толчок, идет волнами по всей России.

— Иными словами, этот фестиваль важен для развития культуры игры на многострунных инструментов не только и не столько в Псковской области, но и во всей России?

— Да, конечно. Он очень важен для России в целом, потому что те традиции, которые были заложены именно на Псковской земле, оказывают большое влияние на всю культуру гусельного инструментализма. Многие лауреаты различных конкурсов, которых вырастила Псковская земля, — это лучшие кадры России.

— Как выглядит современная гусельная школа Пскова и области на фоне всей России?

— Я не скажу, что плохо. Школа находится на развивающемся этапе, потому что школа игры на гуслях в целом в России сейчас претерпевает изменения, находится на этапе сбора информации. Пока она только в развитии. Но думаю, перспективы есть. Псковская школа игры оказывает большое влияние на московскую, также как московская на псковскую и питерскую школы. На конкурсе мы как раз обмениваемся своими соображениями, как дальше развивать гусли. И это хорошо, потому что можно находить пути соприкосновения, обмениваться мнениями. Думаю, что на фестивале соберутся гусляры из разных городов, которым будет о чем поговорить. Не секрет, что гусли сейчас играют не только с народными оркестрами, но и с симфоническими, привлекаются все новые и новые композиторы. Сначала они смотрят с опаской, но когда соприкасаются с этим инструментом, то от него уже не отстают, поэтому появляется большое количество новых произведений. Слава богу, что мы еще находимся в развитии, мы еще молоды. У нас есть куда стремиться.

— В гала-концерте, который пройдет в Псковской филармонии 24 октября, также примет участие наш Симфонический оркестр…

— Да. Планируется, что он будет играть с гуслями.

— А что представите нам вы?

— Будут и мои произведения. В первом отделении будут отрывки из детских сюит, потом прозвучат произведения из «Красок мира», прозвучат современные классические произведения. На гуслях, оказывается, их тоже можно играть и довольно неплохо.

— Ждут ли псковичей премьеры?

— С Симфоническим оркестром должна прозвучать «Четвертая иллюзия». Так она еще не звучала никогда. Скорее всего, это будет премьера. Возможно, она будет не единственная.

— Что бы вы могли пожелать конкурсантам и тем, кто только собирается обучаться игре на гуслях?

— Тем, кто только планируется обучаться игре на этом прекрасном инструменте, я желаю, чтобы они его полюбили и не боялись на нем играть, потому что этот инструмент завораживает. Сама струна свободна, она отличается от той струны, которая есть на балалайке или на домре. Она сама звучит. На гуслях была традиция играть звоны, потому что это свободная струна, она дышит. Это такой же инструмент, как и домра, балалайка, баян или даже фортепиано. Если кто-то им увлечется, то это на всю жизнь. Инструмент очень хороший, красивый.

Участникам конкурса хочется пожелать успехов, чтобы смогли показать нам все свои возможности, которые вложили в них их педагоги. Конкурс есть конкурс, будет борьба, кто-то будет лучше, у кого-то, возможно, не получится раскрыть все свои возможности. Не надо отчаиваться, потому что повезет в следующий раз. Надо просто работать, заниматься. Игра на любом инструменте — это прежде всего труд, труд, труд, занятие, занятие и еще раз занятие. А еще любовь к музыке.

Хочу заметить, что на победителе лежит дополнительная ответственность. Он все время должен быть впереди. Надо всегда находиться в форме, всегда работать и играть.

Беседовала Светлана Аванесова

art.pln24.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору