Viola Masters и воспитание альтистов-суперменов

Добавлено 05 февраля 2018 волонтер

Максим Рысанов (альт), Евгений Румянцев (виолончель), Московская академическая филармония, Международный конкурс альтистов Юрия Башмета, Юрий Башмет (альт, дирижер)

VIII Международный конкурс альтистов Viola Masters прошел в рамках юбилейного фестиваля «Юрий Башмет: 50 лет на альте». Автор: Елена Алексеева

Международный конкурс альтистов Юрия Башмета впервые состоялся в 1993 году. Художественный руководитель конкурса, его президент, председатель оргкомитета и председатель жюри — народный артист СССР, профессор Московской консерватории Юрий Башмет — вот уже полвека неустанно «продвигает» альт, поднимая на невиданную высоту альтовое искусство в России и мире, способствуя популяризации академической музыки на всей планете.

Вся его богатая концертная, педагогическая и человеческая public relation, направленная на повышение сольного статуса альта, дает мощный толчок развитию лучших традиций отечественной и мировой музыкальной культуры в целом.

Конкурс Башмета — один из путей расширить альтовый репертуар, раскрыть богатые возможности альта как сольного и ансамблевого инструмента. И как любой конкурс, безусловно, имеет цель поддержать и поощрить молодых одаренных альтистов из разных стран, содействовать развитию их дальнейшей творческой карьеры.

Заключительный гала-концерт, награждение лауреатов и церемония закрытия конкурса состоялись 1 февраля в зале Филармонии-2.

Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром Моцарта в исполнении Анны Савкиной (скрипка), Александра Татаринова (альт) и Камерного ансамбля «Солисты Москвы» великолепно открыла вечер. Исполнение состоялось во всех смыслах. Вдохновенный артистизм, тонкий ансамбль в дуэте и уверенное взаимодействие с оркестром, качество звука, стиля и техники солистов — выше всяких похвал. Чуткое по отношению к солистам и Моцарту музицирование «Солистов Москвы» не осталось незамеченным жюри, отдавшему специальный приз им. Олега Кагана за лучшее исполнение Концертной симфонии Моцарта камерному ансамблю «Солисты Москвы». Это произведение входило в конкурсные прослушивания альтистов четвертого тура. Альт в этом сочинении не должен иметь второстепенную роль, а на равных солировать со скрипкой. Когда-то Олег Каган и Юрий Башмет играли его в Зальцбурге. Сам Моцарт вторую часть этого произведения играл на альте на похоронах своей матери. Этот альт побывал в руках Башмета.

Главная часть вечера — вручение премий. Жюри в составе: Н. а. России, профессор, кандидат искусствоведения Александр Бондурянский; З.а. России, доцент, солист камерного ансамбля «Солисты Москвы», ответственный секретарь жюри Роман Балашов; З. д. Искусств России, председатель экспертного совета Московской филармонии Евгений Баранкин; профессор Парижской консерватории, Президент международной академии музыки Ролло Ковак (Франция); концертирующий альтист и композитор Гарт Нокс (Ирландия-Великобритания); почетный профессор Высшей Музыкальной школы Цюриха Лоуренс Пауэр (Великобритания); концертирующий альтист и дирижер Максим Рысанов (Украина-Великобритания); основатель и президент Kronberg Academy of Music Раймунд Тренклер (Германия); композитор, народный артист РФ, профессор, художественный руководитель Московской филармонии Александр Чайковский и профессор Берлинского Университета искусств Вильфриед Штреле (Германия); специальный гость конкурса, Президент всемирного конгресса альтистов Карлос Мария Соларе (Италия) третью премию не присудило. Вторую премию (8 тыс. Евро) разделили Александр Татаринов (Россия) и Павел Романенко (Казахстан). Первая (15 тыс. Евро) и специальный приз за лучшее исполнение обязательного произведения на первом туре достались Каролине Эррера (Россия-Германия).

Затем слово взял Юрий Абрамович. Он рассказал о конкурсе, о своих замечательных друзьях-членах жюри, коллегах и учениках, педагогах и проблемах. Но больше всего он говорил о своем инструменте. В каждом слове было признание в любви, которая передавалась залу. Ода Альту, нежная и преданная:

" Работы было много, надо было взвешивать понятия качественного, инструментального и музыкального мышления. Главное достижение восьми конкурсов — уже никто не говорит, что альт — это «Золушка», не сольный инструмент. Завещание наших российско-советских предков по профессии — сыграть на альте не просто с чистой интонацией, а с точки зрения музыки. Этого добивались Владимир Бакалейников, знаменитый Вадим Борисовский, Петр Серафимович Дружинин мой педагог-гений, которому посвящена соната для альта и фортепиано последний опус Шостаковича, Юрий Маркович Крамаров, Рудольф Баршай. В других странах тоже есть такие имена.

Для меня очевидно, что это не начало пути, а расцвет пути, по которому великий альт идет легко. Задумайтесь, с итальянского виола — это альт, виолина — маленькая виола, то есть скрипка, виолончелло — большая виола. Даже в языке ядро — это виола. На нем играли Бах, Моцарт, Паганини, они сочиняли для него. Сейчас на фестивале в БЗК в один вечер сыграли 4 концерта для альта с оркестром. Мы выбрали их из более, чем 50-ти концертов, мне посвященных.

Когда-то я организовал экспериментальную кафедру в консерватории, чтобы создать альтиста-супермена и альтистку-суперменку. Продолжением и результатом этой идеи стал конкретно нынешний конкурс. К его участию впервые пригласили дипломантов и лауреатов других конкурсов. Для жюри это было легче — прослушать 15 вместо 50 участников.

На этом конкурсе было много интересного. Чего стоил мастер-класс совершенно неподражаемого Гарта Нокса «Новые способы звукоизвлечения и новые приемы исполнения на альте». Он продемонстрировал невиданные ресурсы инструмента, способы игры, которые пока еще невозможно записать в нотах из-за отсутствия таких знаков.

Наши члены жюри познакомились с коллекцией музыкальных инструментов музея Глинки. Альт Паганини работы Страдивари попал в Москву, я сыграл на нем концерт. Инструмент не очень удачный. Может, несовершенный инструмент заставил Паганини снова вернуться к скрипке. Но его увлечение альтом осталось в истории в виде, заказанной им Гектору Берлиозу, Симфонии для солирующего альта с оркестром «Гарольд в Италии».

Инструмент альт, не смотря на свое 400-летнее развитие, остается загадочным. Ни женщина, ни мужчина, голос космической красоты. Он, вообще, о красоте. Все альты очень разные по звучанию, в отличие, например, от совершенной стандартной красоты всех роялей Стейнвей. Даже скрипки Страдивари, гораздо ближе одна к другой, и современные скрипки стремятся к этим старинным стандартам. Альты же есть с высокими или низкими частотами, бархатный или острый, гнусавый, 38 или 47 см в длину.

Возрос альтовый сольный репертуар. Но речь идет не просто о качественной красивой музыке, а о чем сольный инструмент поет и говорит. Как проявляется значимость сольного альта, его какая-то шекспировская, миссионерская роль, глубина и трагизм, без которого не может существовать артист. Это понимали великие. Трагический альт слышен в ансамблях у Брамса, и квартетах Чайковского. Особенно осознавал роль и филосовское звучаниа альта Шостакович. Его 13 квартет, посвященный Борисовскому, содержит материал, приближенный к Лунной сонате Бетховена. В своем 15 квартете Шостакович отдает альту соло в траурном марше. И, наконец, предсмертная соната для альта и фортепиано опус 147, где альту поручена сама тема Лунной сонаты.

«Играя на альте, я ощущаю себя в сердце полифонии» — лучше Баха не скажешь ," - закончил Башмет.

Павел Романенко особым загадочным звуком виолы исполнил Концерт для альта с оркестром Уильяма Уолтона с Симфоническим оркестром «Новая Россия», дирижер Денис Власенко. Обладательница первой премии Каролина Эррера сыграла концерт Белы Бартока.

Поздравления также получили обладатели специальных призов — За лучшее исполнение произведения русского автора и от Башмет-центра — Александр Татаринов. За лучший ансамбль — Павел Романенко, Евгений Румянцев, Андрей Скрипке. Ксения Башмет — лучший иллюстратор-концертмейстер.

Были учреждены дополнительные призы за высокий профессионализм от Юрия Башмета Наталье и Елене Никитенко, Денису Власенко.

Источник: www.rewizor.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору