Виолончельный концерт Барбера впервые прозвучал в Кисловодске

Добавлено 19 марта 2014 kurzal-PR

Евгений Румянцев (виолончель), Северо-Кавказская филармония, Зал имени Скрябина (Кисловодск)

В Кисловодске Академический симфонический оркестр им. В. И. Сафонова сыграл нетривиальную программу.

Везет мне с моим любимым музыкальным инструментом – виолончелью на Кавказских Минеральных Водах. Два года назад в конце февраля 2012 года в концертном зале им. Ф. И. Шаляпина в Ессентуках я впервые услышал с местным оркестром молодого виолончелиста Алексея Стадлера, хорошо исполнившего концерт Дворжака. Но тогда оркестр был заметно недоукомплектован – виолончелей тогда было два с половиной пульта. Невысокая зарплата в оркестре порождала текучесть кадров и необходимость подработки в других музыкальных коллективах. Но даже и тогда героическими усилиями дирижёры добивались максимально возможного качества в целом.

Сегодня ситуация изменилась кардинально. Заметно возросли ставки. Приобретена группа качественных медных и деревянных духовых инструментов.. В группе виолончелей пять пультов. Сегодня Академический симфонический оркестр им. В. И. Сафонова практически полностью укомплектован.

1 марта 2014 года в зале им. А. Н. Скрябина, расположенного в историческом здании филармонии, Симфонический оркестр на КМВ под управлением своего главного дирижёра Станислава Кочановского дал концерт с чрезвычайно интересной, нетривиальной и трудной программой, которая могла бы сделать честь столичным филармониям. В первом отделении прозвучала Увертюра к спектаклю «Школа злословия» и Концерт для виолончели с оркестром американского композитора Сэмюэля Барбера. Солировал лауреат XIII конкурса им. Чайковского (2011 г.) Евгений Румянцев. Во втором отделении были исполнены Вариации на оригинальную тему «Энигма» Эдуарда Элгара.
Чтобы анонсировать программу, не имеющую в себе ни одного шлягера, дирижёр должен, мягко говоря, обладать большой смелостью и быть уверенным, что местная провинциальная публика и отдыхающие с разных концов России придут её слушать. Сочинения Барбера вообще плохо знают в России, они редко звучат даже в столицах, а его виолончельный концерт я, кажется, не слышал ранее вовсе. «Энигму», хотя в последнее время её и стали исполнять относительно чаще, но и шлягером её не назовёшь ни при каких обстоятельствах. И, тем не менее, зал на дневном концерте (начался в 16 час.) был не меньше чем на три четверти полон, несмотря на погожий солнечный день в Кисловодске.

Евгений Румянцев блистательно справился со сложнейшей виолончельной партией концерта. Причем не только технически, но и музыкально. Весь концерт ритмически очень разнообразен. В его сольной партии заложено множество красок. Для того, чтобы максимально реализовать это разнообразие, необходимо полное взаимопонимание солиста с дирижером и оркестром. И такое взаимопонимание у всех трёх сторон ансамбля, благодаря точной и вдохновенной репетиционной работе Кочановского, было достигнуто. Несмотря на сложность всей партитуры, зал слушал виолончельный концерт Барбера как завороженный и по окончании его взорвался бурной овацией.

Перед Кочановским стояла непростая задача – не растерять после антракта тот эмоциональный градус, который был достигнут в первом отделении великолепным исполнением концерта Барбера. И ему это удалось. Каждая вариация в «Энигме» получилась как отдельная красочная картинка. И калейдоскоп этих картинок держал внимание зала, не давая ему возможности заскучать. Оркестр прекрасно исполнил традиционный после «Энигмы» бис – Прелюдию для оркестра «Привет любви», ор. 12.

У меня была возможность посидеть на двух репетициях этой программы, в течение которых я оценил, насколько выросло качество звучания оркестра за те два года, что я его не слышал. Во-первых, меня поразила благожелательная творческая атмосфера, которая царит на репетициях, и невероятная выдержка главного дирижера, который на моих глазах ни разу не повысил голоса, когда кто-то из оркестрантов ошибался, причем даже когда для исправления приходилось не единожды повторять какой-либо пассаж. Во-вторых, состав оркестра значительно омолодился. В-третьих, значительно обновился инструментарий, о чем я писал выше. Конечно, в той же «Энигме» есть над чем еще поработать и дирижёру, и оркестру. Но это, как говорят математики, величины второго порядка малости. А главное уже сделано! И сделано отменно.

Нынешнее качество Симфонического оркестра им. В. И. Сафонова Северо-Кавказской академической филармонии имени В. Сафонова позволяет художественному руководству филармонии и его главному дирижёру Станиславу Кочановскому ставить перед коллективом высокие задачи и смело подходить к построению концертной афиши. Я просмотрел репертуар оркестра на сезон 2013/2014 гг. и обнаружил там, кроме привычного репертуара, имена авторов, об исполнении музыки которых провинциальные оркестры ранее не могли и мечтать, побоявшись потери аудитории. Например, это целиком программа рецензируемого концерта, «Румынский концерт» Дьердя Лигети, «Концерт для оркестра» Белы Бартока, Четвертая симфония Густава Малера и его вокальные циклы, и даже концерт из произведений ныне живущих российский композиторов Михаила Броннера и Ширвани Чалаева и др. Такая позиция руководства Северо-Кавказской академической филармонии, формирующей не только популярные программы, но и развивающей вкус аудитории к более сложной музыке, вызывает огромное уважение.

Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»
На фото: Станислав Кочановский и Евгений Румянцев

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору