26 февраля, усадьба Рукавишникова, 17.00
Viva виола — это рецепт Вашего вдохновения, выписанный гениальными композиторами и взвешенный вкусом, талантом и профессионализмом исполнителей.
Контент программы сочленил полюса темперации, начало XVIII века и конец XX-го без драматургических пауз и эволюционных модуляций (не считая Большой сонаты), но диссонансов в её конструкции не предусмотрено, наоборот, не препарируя технологические швы, вы не найдете место, где сойдутся параллели музыкальных сооружений двух далёких друг от друга эпох. И вслед за ведущими современниками словно по лестнице Пенроуза мы сможем подняться на три столетия вниз.
Барокко создало музыку такой какой мы её знаем по сей день, собственно, оно придумало основные законы звукосочетания и ритма, гегемония которых оказалась несокрушима никакими революциями последующих столетий. Формула, запечатленная в известном стихотворении И.Бродского: «в каждой музыке — Бах», действительна покуда «в каждом из нас — Бог». Но не случайно она декларирована именно в то время, когда искусство, претерпевшее гуманистический кризис искало воз Духа.
ХХ век, породивший реакционные и радикальные течения, в частности, в музыке, привел к коллапсу, к отторжению «чуждой» современности. Стилистические эксперименты авангардистов, замурованные в стенах академических школ, оставили по себе досадное чувство ущербности слуха. Этот стереотип современной музыки, даже теперь, спустя полвека её трансформаций хранит в «недоступности» множество прекрасных сочинений наших гениальных современников. Конечно, если слушатель не испытал эмоционального контакта с музыкальным произведением, то бесполезно его убеждать в идейности, технической изобретательности, композиционном совершенстве последнего — никакая умозрительная коннотация не заменит природу музыки, её естество, её сущностные свойства, не реанимирует музыкальность, принесенную в жертву ratio.
Для композиторов поставангарда вернуть музыке жизнь означало вернуть ей тайну и смириться с её непостижимостью и в этой неудовлетворенности черпать своё вдохновение. Обуздать своё творческое эго, «умение упростить дроби» — вот, по словам Арво Пярта, стремление всех великих композиторов. Квинтэссенцией творческой аскезы, «сакрального минимализма» этого эстонского композитора стали сочинения второй половины 70-х. Продолжая мысль Пярта, — ничего не добавить от себя, — оркестр исполнит последнюю из 16-и(!) версий самого исполняемой композиции этого периода «Frаtres» (братья — лат.). — для альта, струнного оркестра и ударных (2008).
Георг Пéлецис, творчество которого, так же как и творчество Пярта отождествляют с направлением «новой простоты» или «новой консонантности» в музыке, еще один приверженец идеала далекого прошлого. Нередко в своих сочинениях он «переигрывает» старинные формы и на свет появляется, например, «Concertino Giocoso» (игривый концертик — итал.) для альта и струнного оркестра. Музыка Пелециса мерцает разными красками, но радость и легкость доминируют даже в его «Апокалипсисе».
Барочный Концерт для альта и струнных № 2 ор.41 «Rennsteig» (2016) современного «классика» Айрата Ишмуратова — станет еще одним доказательством, что прекрасное — есть неотъемлемая часть подлинного искусства. Ишмуратов — столь же редкое в наши дни сколько обыденное в эпоху барокко воплощение универсального музыканта, в обязанности которого входило умение одинаково хорошо играть, сочинять музыку и управлять оркестром, ансамблем, капеллой. Его карьера (в 1998 он еще играл в монреальской подземке, а 2007 году становится ассистентом канадского дирижёра Бернара Лабади, одного из наиболее признанных исполнителей музыки эпохи барокко, в его камерном оркестре «Скрипки Короля» (Les Violons du Roy)) похожа на изумительные восхождения «Ренштайга» — исторического пешеходного маршрута в Тюрингии (Германия). Он проходит через леса и реки горного массива от города Айзенах, где родился великий Бах. В авторском видении «Rennsteig» и есть «образ молодого Баха, бегущего по лесу и слушающего природу…:)
Программа «VIVA Виола»
А.Вивальди (1678–1741). Концерт для виолы д*аморе и струнных ре минор, RV 393
А.Корелли (1653–1713).«Folia» для виолы д*аморе и струнных
Г. Ф. Телеман (1681–1767). Концерт для альта с оркестром соль мажор
Н.Паганини (1782–1840). Grand-соната для альта с оркестром до мажор
А.Ишмуратов (1973). Концерт для альта с оркестром № 2,ор.41 «Rennsteig»
А.Пярт (1935). «Fratres» для альта и струнного оркестра
Г. Пелецис (1947). «Concertino Giocoso» для альта и струнного оркестра
солист:
Сергей ПОЛТАВСКИЙ (виола д*аморе, альт)
«Солисты Нижнего Новгорода»