Владимир Куперштейн: «…и Цискаридзе у нас станцует!»

Добавлено 12 февраля 2013 muzkarta

Магаданская филармония, Юрий Башмет (альт, дирижер), Владимир Спиваков (скрипка, дирижер), Концертный зал Мариинского театра

11 февраля исполнилось 40 дней как на этом свете не стало директора Магаданской областной филармонии Владимира Куперштейна...

Владимир Куперштейн:«…и Цискаридзе у нас станцует!»

Так случилось, что свое последнее интервью он дал именно мне - нас связывали много лет доброй дружбы. Много раз у меня выходили интервью с приезжими отечественными и зарубежными звездами, встречи с которыми становились возможными исключительно благодаря его помощи и содействию. И никак не думалось, что вскоре под этой же рубрикой прозвучит и его эксклюзивное интервью - последнее…

Когда пару месяцев тому назад мы встречались с Владимиром Куперштейном в его кабинете и беседовали об идущем сейчас 58-ом филармоническом сезоне, который он так феерически открыл удивительным концертом Магаданского Русского оркестра и приглашенных знаменитых музыкантов, никто еще не ведал, что эта встреча станет последней. Как ни в чем ни бывало, он отбыл в столицу на плановый курс лечения, 29 декабря вернулся, а 31-го, в Новый год ему вдруг стало плохо… Два года не дотянул до юбилейного, 60-го сезона, о котором так мечтал, к которому так готовился… И до собственного - всего три. А впрочем, говорят, юбилей - репетиция похорон, так что Владимир Зиновьевич обошелся, можно сказать, без лишних репетиций. Жизнь состоялась. Достойная, красивая, ясная жизнь выдающегося директора филармонии. Убавить от нее нечего - а прибавить вряд ли кто сможет. Потому что Куперштейн - это характер! Все знали. За что одни недолюбливали, иные побаивались, третьи завидовали. Но в целом - уважали, и не понимали: как он своего добивается? А он всегда добивался невозможного: и Спивакова в Магадан заманить, и Башмета привезти, и непревзойденного Когана…

В нем как будто не существовало никакого самомнения и самолюбия. Удивительная скромность, даже самоумаление. Дескать, я работаю, и ни до чего остального мне дела нет. При этом темперамент у Владимира Куперштейна был редкостный - просто как бурлящим кипятком был налит человек. Но эта страстность была подземной, скрытой, вырываясь изредка, в кульминационных моментах. И человек он был преоригинальный…

Привыкаешь к своим магаданским «заслуженным работникам культуры РФ», как к кровным родственникам, и до того обидно и жалко их терять! Ведь таких уже не будет - может, будут и красивее, и ярче, и звонче, но таких родных уже не будет никогда.

В то последнее интервью мы, как водится, говорили о многом. Но главное - глаза Куперштейна горели! - решилось дело его жизни, в скором будущем в Магадане появится свой большой концертный зал! Действительно, эта новость по своему значению на долгое время затмит всех приезжих звезд вместе взятых: блестящая и смелая идея Владимира Куперштейна найдет свое материальное воплощение в историческом центре столицы Колымы, напротив театра, где когда-то располагалась первая школа. Ух ты! Но глаза его затуманились на мгновение, грустно пошутил: «Только вот, боюсь, мне этого уже не увидеть…». И тут же вскинул голову, проказливо подмигнул: «А Цискаридзе у нас тогда все-таки станцует! И договоренность есть!». Пока я приходила в себя от изумления, тихонько смеялся - вот он, настоящий директор филармонии!

Владимир Куперштейн, конечно, незаурядный человек, и за двадцать непрерывных лет руководства областной филармонией каждый сезон у него был яркой блистательной вспышкой на культурном небосклоне Колымы, чего, к сожалению, нельзя сказать ни о театре, ни о прочих магаданских учреждениях, служащих во славу Мельпомены. Доказательством тому послужила еще одна хорошая новость - в минувшем году в полку артистов Русского оркестра прибыло! По приглашению Владимира Зиновьевича в Магадан приехали жить и работать двое замечательных музыкантов, лауреаты международных конкурсов: он - баянист, она - домристка. Областная администрация выделила супругам служебную квартиру. Артистическая пара, по их собственному признанию, давно влюблена в Магаданский Русский оркестр.

- Мне даже не пришлось их сюда заманивать, - рассказывал Владимир Куперштейн, - в наш оркестр уже давно просится народ! Потому что авторитет и известность оркестра уже большая, во всяком случае, на Дальнем Востоке. Приезжающие звезды, которым довелось выступать на сцене МЦК с Русским оркестром, также весьма способствуют повсеместному распространению слухов о его уникальности. Большой авторитет и у нашего дирижера Константина Есипова. Я очень рад, что мы всегда находим поддержку и понимание в областной администрации, что руководство территории любит наш оркестр и всегда помогает нам. Искренне надеюсь, что приехавшие к нам работать артисты - это только первая ласточка! Есть еще одна семья блистательных музыкантов из Владивостока, жаждущие приехать к нам работать - пианист и домристка, но у них трое детей, нужна квартира. Если и дальше будет выделяться служебное жилье, то к нам поедут с удовольствием!

В этом сомнений нет. Как, впрочем, и в том, что через два года областная филармония отметит свой 60-летний юбилей. Очень бы хотелось, чтобы круглая дата была встречена достойно - в новом концертном зале, где в блеске сверкающих рамп на красивейшей сцене в этот день станцевал бы для Колымы непревзойденный Николай Цискаридзе…

Помню, как сетовал Владимир Куперштейн на то, что недостатки материальной базы не позволяют пригласить в Магадан многих именитых артистов. Даже человеку, далекому от мира культуры, понятно: в столице Колымы попросту нет подходящего помещения, в котором бы было можно представлять большие формы искусства: невозможно привезти в Магадан, к примеру, ни один симфонический оркестр, балетный спектакль, оперу, вокалистов уровня Хворостовского. Да и нашим местным, откровенно говоря, давно уже негде развернуться. Магаданская областная филармония на сегодняшний день не просто организация, которая привозит известнейших виртуозов с мировым именем, но и культурное достояние территории. Это в первую очередь ансамбль «Энэр», Русский оркестр, лекторийные коллективы… Каждый из них уникален, и работают они на европейском, даже на мировом уровне. Ведь что такое «Энэр»? Культурное знамя территории, национальный самобытный ансамбль, который везде представляет Магаданскую область - и на Красной площади тоже!

Время от времени приезжие артисты жалуются, что в Магадане нет зала с хорошей акустикой. Помнится, Лариса Долина, прилетев, капризничала - зал МЦК ей не нравился, не хотела в нем петь. Но что там Долина, если Владимир Куперштейн давно лелеял мечту привезти на Колыму Хосе Каррераса и Пласидо Доминго. Звучит фантастически? Отнюдь. У филармонии есть возможности и желание все это организовать. Магадан и так видел мировых знаменитостей исключительно благодаря В. Куперштейну. Но грандиозные планы невозможно осуществить без наличия соответствующей концертной площадки.

- Сейчас самое главное - проектирование и, если повезет, конкурс выиграет Санкт-Петербургская проектная компания, которая занималась строительством концертного зала Мариинского театра - единственного в России театрально-концертного комплекса высочайшего уровня, построенного в соответствии с современными достижениями строительной науки, - с радостью и затаенной гордостью рассказывал Владимир Куперштейн о будущем концертном зале филармонии, - сегодня уже можно говорить о том, что это будет отдельно стоящее здание в самом центре города и оно без сомнения станет настоящим украшением Магадана! Новый концертный зал, построенный по индивидуальному проекту, и оснащенный современным профессиональным оборудованием, рассчитан на 800 мест! В нем будут располагаться большой зал, малый зал и зал органной музыки. Зал станет постоянной репетиционной и концертной базой для уникальных коллективов филармонии. Для примера: если сцена в МЦК это 9,8 метра, то в новом концертном зале она будет 24 метра и при этом зеркальной! В этом зале также будут проходить публичные концерты выдающихся музыкантов России и зарубежных стран, драматические и оперные спектакли.

В отношении технологий и акустических качеств новый зал будет сравним с лучшими концертными площадками мира. Будет предусмотрена возможность желаемой трансформации сцены, в зависимости от программы каждого вечера. Так, управляемость отдельными блоками планшета сцены даст возможность вариативного расположения оркестровых групп или формированию оркестровой ямы. Зал также будет использоваться и для сценических представлений оперных произведений, и для балетных постановок.

Строительство концертного зала филармонии включили в программу «Развитие культуры в Магаданской области на 2013-2018гг.», соответствующее постановление подписал и. о. губернатора Николай Карпенко. Областная администрация будет выделять на это внушительные средства, но планируется привлекать и федеральное софинансирование.

Хотелось бы только одного: чтобы при открытии магаданского Альберт-Холла не забыли о нем… И почему бы не назвать этот зал в его честь? Разве не справедливо?

Особой темой для разговора с директором филармонии в тот последний раз стали и частные дельцы в культуре, которых расплодилось в Магадане в последнее время великое множество. Появилось немало фирмочек и частных предпринимателей, которые пытаются «накормить» народ теми или иными концертами и «культурными» мероприятиями. Смотришь на это и думаешь: как могут люди, далекие от искусства настолько, насколько это вообще возможно, им заниматься?

- Они вредят нам в том смысле, что это абсолютно бесплановое хозяйство, - сетовал Владимир Куперштейн, - к примеру, объявляет филармония намеченный джазовый концерт и все остальные предложения джазовых коллективов уже не принимает в этот период. Нам предлагают Шарон Кларк, но мы от нее отказываемся, потому что у нас совершенно другие планы. И для того, чтобы не испортить запланированный концерт, мы не принимаем Шарон Кларк! А некоторые частные предприниматели быстренько подбирают это предложение и впереди нашего концерта ставят этот! Это расходится с репертуарной и творческой позицией филармонии. Мы всегда очень строго отбираем артистов, у нас существует четкая репертуарная политика, с пути которой не сворачиваем не смотря ни на что. Наша задача - не в погоне за высокими прибылями, а в просвещении. Филармония несет людям только возвышенное искусство, осуществляя доступ населения Магаданской области к образцам высокой культуры. В этом задача филармонии, и только в этом. Это дело моей жизни, за которое я болею всей душой. Мы продаем билеты по заниженным ценам и идем на это абсолютно сознательно, зная скромное материальное положение нашего зрителя. Зрители этих концертов не бизнесмены и предприниматели, это интеллигенция - педагоги и учащиеся детских музыкальных школ, библиотекари, учителя, врачи, соцработники, работники учреждений культуры. Если вы зайдете в интернет, то увидите, что самый дешевый билет в Большой театр стоит двадцать тысяч рублей. А билеты на концерты этих же артистов, приезжающих на гастроли в Магадан, стоят в порядки ниже. За это опять же спасибо руководству Магаданской области - оно по мере своих возможностей финансирует филармонию, чтобы она имела возможность снижать цены для населения.

Общеизвестно, что областная филармония не работает с попсой, через которую можно легко выкачивать прибыли из зрителя, а занимается исключительно просветительской деятельностью. А у большинства нынче чутье на ложь забито напрочь. Равнодушно игнорируя подлинно необыкновенных, драгоценных людей, массы воют и виляют хвостом перед кумирчиками с их противным аляповатым блеском дешевой бижутерии.

- Ситуация напоминает картинку из жизни коммунальной квартиры, когда три хозяйки одновременно готовят еду на маленькой кухне, трутся друг об друга и скандалят. А в результате ни у одной не получается вкусно!, - смеялся Владимир Куперштейн, - а у нас музыканты только высшей лиги! Я совсем не хочу, чтобы так было у нас в Магадане. Надо решать вопрос цивилизованно, а именно договариваться, чтобы всем было хорошо. Не надо воевать. Вот Губермана пригласили: сама помнишь, я привозил его в 2005 году, ты тогда еще брала у него интервью. Но тогда он со своими «гариками» был актуален, а теперь - нет. Поэтому и народ не идет. Мне его тоже предлагали, я даже не ответил. Вот сейчас эта фирма везет питерскую оперетту - как только я объявил спектакль! Филармония, например, от оперетт давно отказалась: оперетта это хор, балет, оркестр, декорации! А тут привозят пять человек, которые играют оперетту. Что это? Обдираловка наивного магаданского зрителя. И нам при этом все время перебегают дорогу. Опасно анонсировать запланированные культурные мероприятия - кто-то тут же подставит подножку.

Он тогда еще сравнил настоящее искусство с огромным темным замком, у подножия которого расположился балаган с каруселями. В театры и концертные залы, по его словам, хлынул какой-то другой зритель, которому нужно кривлянье, бессмысленные шоу, где есть только человеческий «низ», а «верха» нет вовсе. Нужны спектакли, во время которых можно спокойно разговаривать по мобильному телефону. А нет ли в этом потакании худшему в людях - презрения к людям? Гражданский пафос, верность правде жизни, высокие критерии требовательности к драматургии и к артисту, атмосфера напряженного творчества - свойства, почти утраченные современным искусством. Так зачем же усугублять и без того печальную картину, господа частные предприниматели?.. Придите хоть раз на самое значимое событие в культурной жизни области - ежегодный фестиваль искусств «Магаданская весна» и посмотрите, как всякий раз восхищенные зрители благодарят филармонию за встречу с настоящим искусством. Вспомните, как всколыхнул ценителей прекрасного приезд всемирно известного государственного струнного квартета им. М. Глинки. А приезд Юрия Башмета? Выступление блестящих теноров XXI века на сцене МЦК? Владимира Спивакова и ансамбля «Виртуозы Москвы»? И бесспорно: то, что наши любимые исполнители и телезвезды приезжают в Магадан вновь, - заслуга Куперштейна, а никак не ваша.

…В двадцатых числах ноября бессменный директор магаданской областной филармонии, Заслуженный работник культуры РФ Владимир Куперштейн отметил 45-летие работы в сфере культуры - скромно и незаметно, без хвалебных панегириков и восторженных отзывов в прессе. Помню, как еле уговорила его в тот день сфотографироваться, - он этого жутко не любил, - в его уютном кабинете со старым роялем, где на стеклянных полках с озорством расставлены милые декоративные лягушки разных форм и размеров: ему привозили их со всех концов света. Невозможно представить, как зайдешь в этот кабинет, а его там - нет. И что займет этот кабинет отныне кто-то другой…

…Жаль, что работников культуры не принято хоронить с воинскими почестями - уж кто-то, а Владимир Куперштейн это заслужил. Спасибо за труды, за честно и славно отработанный дар, прощайте, дорогой директор филармонии, теперь уже встретимся в Небесной России, где таким, как вы, самое место.

Дарья ГАВРИЛОВА
Газета: "Магаданская правда"
12.02.2013
http://www.kolyma.ru/index.php?newsid=31775

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору