Фото Алёны Иванской
Моно-оперы, сочинение «высшего пилотажа», экстра-концерт, Летняя музыкальная академия и это далеко не всё.
Архангельский государственный камерный оркестр завершает свой очередной концертный сезон. И этот факт послужил поводом для встречи с его художественным руководителем и дирижёром Владимиром Михайловичем Онуфриевым.
Интервью подготовили Сергей Васильев, Максим Волов
Всего было задано 10 вопросов
Владимир Михайлович, 28 июня заканчивается очередной XX концертный сезон. Чем примечательным он запомнится коллективу и зрителям?
Я думаю, у каждого из нас, и у слушателей, и у музыкантов, что-то обязательно останется в памяти. Отрадно, что мы наконец-то приоткрыли для себя дверь в огромный оперный мир. Готовилась постановка сочинения Генделя «Ацис и Галатея». Она уже обрела своё нынешнее сценическое воплощение, однако, по целому ряду причин сам спектакль архангелогородцы увидят не ранее декабря этого года. Зато в рамках фестиваля «Европейская весна» получились две современные моно-оперы. Это и был наш первый опыт. Давно хотелось, чтобы в Архангельске прозвучал «Человеческий голос» Франсиса Пуленка — Жана Кокто. Разумеется, опера, написанная для одного действующего лица удовольствие гораздо менее хлопотное, нежели большой оперный спектакль с хором, с балетом, со сценическими большими конструкциями... И то, что нам удалось достаточно успешно таким образом дебютировать — хорошо.
Были поездки по области вместе с приглашенными артистами, что является новым делом, появившемся в минувшем сезоне. Наши спутники по этим гастролям — петербургский пианист — Игорь Урьяш и солистки Пермского оперного театра Наталья Кириллова и Наталья Буклага. Гастрольный маршрут был напряженным и даже связан с некоторым риском для здоровья певиц: из поездки они вернулись простуженные. Но саму идею устройства концертов в глубинке они оценили: а каким ещё образом вот такая музыка будет звучать на сценах вдали от больших городов? Мы и для этого тоже работаем!
А какой из зала был отклик?
Хороший, настоящий. Потихоньку наша аудитория в области расширяется. Скажем, театру проще, это искусство в некотором смысле более доступное. Оно понятно большему числу людей хотя бы потому, что это связано со словом, возможно — с какими-то литературными сочинениями знакомых авторов. А вот музыка, которую мы привозим в разные точки нашей области тоже, понятна меньшему числу людей, но и она потихоньку находит себе дорогу. Приятно было видеть полный зал в Вельске, где мы давно не выступали, и не просто полный зал, но и очень чуткую аудиторию.
А ещё где выступали?
В этом сезоне впервые добрались, например, до Яренска. Этот концерт связан с несколькими удивительными моментами. Во-первых, как нам сказали старожилы, такого концерта — не в смысле качества, а в смысле самого жанра, — на этой сцене не было никогда. Во-вторых холодный зал был полностью компенсирован удивительно тёплым приёмом. В третьих, на тот концерт приехал целый автобус с учащимися и педагогами детской музыкальной школы из Урдомы. Да за 100 км, да в морозном феврале. И это было совершено удивительно.
В своей деятельности вы всегда были и являетесь новатором, художественным руководителем, дирижёром, ищущим «изюминку», что-то новое как в репертуарном плане, так и в исполнительском. Вот и заключительный концерт сезона не станет исключением. Кого вы пригласили на закрытие?
В целом, то, что играет наш оркестр, это для камерных оркестров достаточно привычно и традиционно. Другое дело, что есть разный уровень сочинений, и разный уровень самих коллективов, есть такие сочинения, который слабые оркестры не возьмутся играть. В этом сезоне мы играли До-мажорный квинтет Франца Шуберта. Сочинение, что называется, «высшего пилотажа», по всем статьям. Вот оно, на мой взгляд, по силам только оркестру весьма высокого уровня, оно для мастеров. И вы знаете, нашим музыкантам оно удалось. Запись убедила, что мне приходится иметь дело с исполнителями хорошего класса.
То есть, не страшно было за это дело браться или всё-таки страшно?
Глаза боятся — руки делают. Им на самом деле удалось многое. Так что этот год запомнился ещё подвижками в смысле качества. Сделан переход на другой уровень. Так, как они сейчас играют — год-полтора назад они не играли.
Замечу, в Архангельске нам приходится быть ещё в одной ипостаси: выполнять роль симфонического оркестра в концертной жизни города. Да, мы иногда играем симфонические программы, 3-4 раза в сезон. Мне кажется, что этот город давно заслужил симфонический коллектив и очень надеюсь, что процесс создания симфонического оркестра здесь всё-таки стартует.
Так что особенное вы приготовили на закрытие концертного сезона?
Вот на закрытие сезона мы и приготовили настоящую симфоническую программу. В неё вошли две бетховенские жемчужины. Это Вторая симфония и Скрипичный концерт великого мастера. Начав на этой неделе репетировать Вторую симфонию я ощутил какую-то особую радость, мужественная бетховенская красота дарит какую-то невыразимую жизненную силу. А скрипичный концерт!... Во многом это сочинение исключительное для жанра инструментального концерта вообще. Слушателей ждет потрясающе, магически красивая музыка очень-очень больших масштабов. При этом она удивительно проста по языку, но эта простота такая мудрая!
Играть концерт с нами будет замечательный скрипач Сергей Островский. К нам он приедет впервые. Он живёт в Женеве и преподаёт в Женевской консерватории. Его родители в прошлом преподаватели Нижегородской консерватории, однако Сергей уже и сам педагог с большим стажем. Он активно концертирует и как солист, и как первый скрипач квартета.
28 июня для архангельских поклонников классической музыки пройдет последний концерт сезона?
Нет. В Кирхе будет, так сказать, официальное закрытие сезона. Мы обычно закрываемся в этом зале накануне Дня города. Но, 9 июля, в Гостиных дворах у нас ещё состоится один экстра-концерт. Мы представим ещё одну очень яркую во многом неожиданную программу, очень странной компоновки, в которой на первый взгляд, будут несовместимые вещи. Программу выстроили мы вместе с кларнетистом Игорем Фёдоровым, он уже знаком нашим любителям музыки: и не первый раз в Архангельске, и не первый раз с нами играет. Программа уж больно хороша! В нее вошли Третья сюита Иоганна Себастьяна Баха, со знаменитой Арией, Концерт для кларнета и камерного оркестра советского композитора Бориса Чайковского, а также струнная серенада Петра Ильича Чайковского. Увенчает всё пьеса московского композитора Ефрема Подгайца для кларнета и оркестра, которая называется «Сарафан для Мишель». Это вариация на две темы: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» и «Мишель» — Битлз. Такое вот сочетание!
Вы будете играть в Гостинных дворах в Биржевом зале?Да, это замечательная площадка. Знаете, 20 июня мы сыграли концерт. И публика, и мы сами в очередной раз сказали себе, что там особая атмосфера, там очень хорошо звучит и воспринимается музыка. Мало того, мне очень радостно, что нам удалось найти общий язык с руководством Краеведческого музея и работниками, кто занимается этим всем с такой любовью. Они понимают, что несут просветительскую миссию не только в смысле краеведения и истории, но и художественную в широком смысле этого слова. И когда находится такое понимание, становится вдвойне приятно, хорошо и радостно.
Это для горожан. А что для жителей области?
Мы впервые будем проводить Летнюю музыкальную академию в Котласе. Эта идея, конечно, не нова, но воплощается она на территории нашей области впервые. Если коротко — это мастерклассы профессоров и фестивальные концерты, некоторые — с их участием. Котлас — место для этого очень подходящее. Большая школа с большим количеством классов. Город удобно расположенный в смысле транспортной доступности. Заявили мы троих профессоров пианистов, двоих скрипачей и виолончелиста, все профессора с большим опытом и отличным учениками. Сколько реально студентов приедет в этом году — пока с точностью сказать не получится, но тот, кто приедет — с теми и будут занятия, с этими первопроходцами мы и начнём протаптывать вот эту самую дорожку. Туда приедет и наш оркестр. Мы будем делать в Котласе, и не только, несколько концертов. Это будет замечательное время неформального общения. Будут концерты мастеров, будет заключительный концерт самой Академии, где педагоги представят свою работу вместе с участниками. Кроме того, планируется концерт на открытой площадке в Котласском городском саду 19 июля, где наш оркестр вместе с Александром Тростянским сыграет «Времена года» Вивальди.
Ещё мы впервые этим летом будем играть в Сольвычегодске и в Черевково. Сольвычегодск — 20 июля, концерт в доме купцов Пьянковых, находящемся сейчас в таком разбитом состоянии... и мы хотим обратить внимание всех, кто там соберётся на то, что этот единственный в области дом дворцового типа должен обрести свою новую жизнь, как никогда прежде. Месте с директором Сольвычегодского музея мы решили там ничего не ремонтировать, но именно нашим выступлением вдохнуть какую-то жизнь в это неразрушенное, но разрушающееся здание.
Ну, и напоследок, вкратце, планы на будущий концертный сезона.
Планов достаточно много. Будет много интересных концертов и в Кирхе, и в Гостиных дворах. Сейчас, слава Богу, приходит в порядок ещё одна сцена, которая долго молчала — это бывший Дом офицеров, а ныне Центр патриотического воспитания молодежи. Там раз в месяц будут проходить семейные воскресные Променад-концерты. Они предполагают то, что люди будут приходить целыми семьями и мы постараемся организовать это дело так, чтоб там кроме музыки было и ещё что-то интересное. Но оставим немного интриги. Также мы ожидаем два выезда за рубеж на фестивали в Норвегию.
Будет достаточно много новых премьер, новых сочинений. Возможно, что выйдет первая запись на диске, которая сейчас готовится к своему тиражу.
Ну и, конечно, поклонников классики ждет открытие юбилейного сезона. Это произойдет либо в конце сентября, либо в начале октября и на который мы ждем всех. Это будет большой праздник музыки.
dvinainform.ru