Владимир Юровский: «Музыка перестала быть центром гражданского общества»

Добавлено 07 сентября 2016 muzkarta

Большой зал Московской консерватории, Московская консерватория

2 сентября в Клину состоялось выступление Госоркестра России имени Светланова. Коллектив в пятый раз приезжает в музей-заповедник П. И. Чайковского на посвящение в студенты первокурсников музыкального училища при Московской консерватории (знаменитая Мерзляковка). Вечером оркестр под руководством Владимира Юровского дал концерт для жителей города. Предваряла оба мероприятия встреча с представителями прессы.

Фото: Чечикова

Приезды Владимира Юровского в Москву сопровождаются стремительно растущим от сезона к сезону интересом у публики. Его программы, даже рассчитанные на элитарного слушателя, неизменно проходят с аншлагами. В Клину маэстро рассказал о предстоящем юбилейном сезоне Госоркестра, о своей учебе в Мерзляковке и о видении творческого пути будущих музыкантов.

О юности и музыкальных святых

Юношеские впечатления не забываются никогда. В музее Чайковского мне почему-то запомнились чемоданы, с которыми композитор ездил по миру, его дирижерская палочка. В данном случае никаких психологических совпадений не было — я еще не думал, что захочу стать дирижером. Все юношеские впечатления связаны прежде всего со встречами с какими-то людьми или с сильными эмоциями, которые нам дарит искусство — это, что остается с человеком на всю жизнь и потом формирует его. До поступления в училище я был на концерте Госоркестра под управления Евгения Светланова. Невероятное впечатление. На меня словно глыба обвалилась. На каникулах после второго семестра первого курса мы с ребятами бегали слушать Молодежный оркестр Шлезвиг-Гольштейн с Леонардом Бернстайном. Вот эти вещи остались у меня в памяти о первых годах пребывания в училище, и эти впечатления до сих пор продолжают вести меня по жизни. Хочется надеяться, что для сегодняшнего первого курса встреча с музыкой, которую играет Госоркестр, тоже со временем станет путеводной звездой. Я не причисляю себя к сомну музыкальных святых, которых я назвал, но каждый живет в свое время, и для каждого из нас в жизни должны быть сильные ощущения. Мы стараемся работать для студентов в Клину точно так же, как на концертах в Москве или Вене или любой столице мира. Для нас нет разницы — этот концерт должен быть хорош настолько, насколько это можно сделать. Даже если не каждый из первокурсников в итоге станет артистом или даже главным дирижером Госоркестра (не все после училища идут в профессию, многие люди на этом и заканчивают свое общение с музыкой), но останется любителем и пропагандистом музыки — значит наша миссия выполнена.

О команде знатоков и премьерах

6 сентября в Большом зале консерватории состоится мировая премьера сочинения Ефрема Подгайца. Оно посвящено двум художественным руководителям Госоркестра — Александру Гауку и Евгению Светланову, что отражается в названии, в музыкальной монограмме AGES. Мне напомнило это музыкальную викторину «Что? Где? Когда?» в Мерзляковском училище на моем первом курсе. Валерия Владимировна Базарнова задала нам вопрос, на который никто из нас, сидевших в так называемой «команде знатоков», не смог ответить. Она задала нам монограмму с-D-F-e, B-C-Es-d. Оказалось, это были тональности четырех симфоний Брамса и четырех симфоний Шумана. Еще сыграем московскую премьеру — сочинение «Завод», которое было создано более 80 лет назад Всеволодом Задерацким. Оно и при жизни автора не игралось. А в октябре нас ждет мировая премьера произведения Александра Вустина, нашего композитора в резиденции — специально написанная к юбилею Госоркестра «Песнь восхождения». В ноябре грядет фестиваль «Другое пространство», где премьер будет пруд пруди — всех и не упомянешь. Олег Пайбердин и Владимир Николаев работают над двумя партитурами к концерту памяти Пьера Булеза. Еще одно знаменательное событие общероссийского масштаба — первое исполнение классического сочинения послевоенного авангарда «Gruppen» Штокхаузена для трех оркестров.

О настоящей любви

Время действительно трудное для серьезного искусства. Мы все это чувствуем. На прошлогоднем посвящении я говорил, что с одной стороны, я завидую нынешним студентам — им только предстоит войти в волшебный, чудесный мир музыки; с другой — у меня ощущение, что им предстоит преодолеть более трудный путь, чем у предыдущих поколений. Общество больше не испытывает такой нужды в серьезном искусстве. Серьезная музыка перестала быть центром гражданского общества, которым она являлась еще в советские времена. Главное, что потребуется от сегодняшних молодых людей — удивительное внутреннее желание быть в музыке и служить ей. Им будет трудно, и у многих из них возникнут сомнения — тем ли делом они занялись, и не стоит ли уйти в другую сферу, где проще заработать деньги и иметь успех, и в итоге останутся только самые верные. Я могу пожелать им только терпения, настоящей любви к своему делу. Нужно полюбить музыку в себе и понять, что она тебе жизненно необходима. В сегодняшнем мире открыты все двери, доступна любая информация, и в этом плане наступили райские времена, но этот рай обманчив. Нужно помнить себя и понимать, зачем ты в этот мир пришел. Я убежден, что мерзляковские педагоги остаются верны идеалам и поддержат новое поколение, а мы сделаем все от нас возможное, чтобы оно осталось в музыке, достигло в ней совершенства.

Фото: Чечикова. www.m24.ru
Подробнее:www.m24.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору