В течение трех вечеров в Зале Чайковского будут звучать сочинения и рассказы Владимира Юровского, посвященные титану Прометею. Фото: Сергей Михеев/ РГ
"Истории с оркестром. Похитители огня". Владимир Юровский и ГАСО им. Е.Ф. Светланова. Концертный зал им. П.И. Чайковского. 8, 9, 10 июня. 19.00.
В течение трех вечеров в Зале Чайковского будут звучать сочинения и рассказы Владимира Юровского, посвященные одному из самых волнующих образов европейской культуры - титану Прометею. Именно этот герой древней мифологии, похитивший огонь с небес, чтобы помочь людям создать собственную цивилизацию, воспринимается как проводник эволюции, разума, гуманизма. И, возможно, именно сегодня музыка Прометея сквозь тревожный пульс времени позволяет с особой остротой слышать это теплое дыхание тысячелетий гуманистической культуры.
К мифу о Прометее неслучайно обращаются в острые времена конфликтов. Так было и в культуре позднего Просвещения, когда в атмосфере надвигающейся Французской революции и наполеоновских войн Прометей, восставший против Зевса и спасший людей, стал знаковой персоной в искусстве. Балетом Бетховена "Творения Прометея" (1801), повествующим, как из агрессии толпы, из хаоса рождается новый, облагороженный титаном Прометеем, призвавшим на помощь Аполлона и муз, мир гармонии и красоты, откроется 8 июня цикл "Похитители огня". Главной интригой его станет сама драматургия собранных Владимиром Юровским партитур. Рядом с Бетховеном прозвучат фрагменты грандиозной оперы Карла Орфа "Прометей" (1963-65), написанной в 9 действиях на древнегреческий текст Эсхила. В оркестре - древние и экзотические инструменты, расширенные ударные, арфы, рояль, орган. На сцене - чтец-протагонист (Евгений Цыганов). На следующий день, 9 июня, будет звучать Поэма Огня ("Прометей") Александра Скрябина (фортепиано - Алексей Володин). И хотя сам Скрябин соотносил свою "мистерию" не с мифом, а с космогонией света (в партитуре есть специальная строка Luce), образ титана символизирует у него творческий принцип, развивающий человеческое сознание.
В вечере будет участвовать Чулпан Хаматова. Прозвучит фрагмент монументальной музыкальной драмы "Прометей" Габриеля Форе ("Кортеж Пандоры"). Когда-то, в 1900-м году премьера этой партитуры проходила в огромном античном амфитеатре на юге Франции среди Пиренейских гор с участием 800 музыкантов. С образом Пандоры (жены брата Прометея Эпиметея) окажется связанной в программе и сюита для сопрано и симфонического оркестра, составленная Альбаном Бергом из своей незавершенной оперы "Лулу". Греческую тему дополнит симфоническая поэма Сибелиуса "Океаниды". А 10 июня Владимир Юровский исполнит целую серию "Прометеев" - Листа, Шуберта, Вольфа, а также Кантату Камиля Сен-Санса "Свадьба Прометея", прославляющую союз титана с человечеством, торжество мира, свободы и братства. Это идеалы, которые вынес на щит Век Просвещения. Достигнет ли их человечество? Об этом звучит весь прометеевский цикл, который завершится Третьей симфонией Бетховена.