Он допоётся, однозначно. Придут к нему представители новой власти и скажут: «Мы к вам, профессор, и вот по какому делу». Не угодно ли уплотниться? У Айседоры Дункан столовой не было, а у вас эвон - отдельное помещение в центре города, да еще с парадным входом!
Вот, все пишут - Маркина обидели.
Влад Сорокин на
«Кэтис» (22.11.2012) что-то в его поддержку сказал.
Виктория Смирнова в
«Комсомолке» (22.11.2012) посочувствовала.
«Владимирские ведомости» (23.11.2012) мнение Маркина-млашего привели.
Людмила Ешану в
«Томиксе» (23.11.2012) тоже туда же.
А я, друзья, Сахарова понимаю. И Шохина. Подумаешь - Маркин! Поёт он, видите ли. У меня дядька, Суворов Иван Федорович, тоже пел. И как пел! Это, доложу я вам, симфония была, а не песня. Он, к примеру, сначала «Ой, мороз, мороз» затягивал. Потом «Ой, то не вечер, то не вечер». А уж на посошок была «Ой, калина кудрявая». И на калине кудрявой Иван Федорович, конечно, ломался, то есть засыпал, привалясь щекой к столу и роняя пепел в тарелки. Да и как ему было не заснуть, когда он у станка токарного две смены отишачил - одну на карман, другую в Фонд мира - а потом, чего греха таить, остограмился. Само собой, дядька песенных учёностей не знал. Он, понимаете ли, в консерваториях не учился. И, может, второго тенора от первого диеза не отличил бы, сколь ему на ухо не ори. Но он в профессора и не лез и особого статуса не требовал.
Он скромный был, Иван Федорович, и, как выразился в интервью
Петру Фокину на
«Зебре-ТВ» (21.11.2012) глава города, «обидняки» никому не развешивал. Три песни, и на боковую - занавес! Учить он, правда, никого не учил. С молодежью не возился. Но это, наверное, к лучшему, а то если б еще и хористы за столом храпели, роняя пепел в тарелки, где б мы столько тарелок набрались? Нет, дяде особый статус ни к чему был, его вполне свой устраивал: рабочий парень из райцентра, токарь 5-го разряда, 130 рэ оклад.
А пел Иван Федорович знатно. Хорошо пел. Душевно. И про мороз. И про вечер. И про калину кудрявую. Выводил трели будь здоров. Я думаю, Сахарову понравилось бы. И Шохину. А самое главное: на дядьку моего, Суворова Ивана Федоровича, ни копейки бюджетных денег трачено не было. Он за так пел. Задарма. Как герой стишка: «Шуберт Франц не сочиняет - как поётся, так поёт. Он себя не подчиняет, он себя не продаёт». Вот такие таланты, думается, нам и нужны. Простые, скромные, дешевые.
И таких талантов, как верно отметила заведующая городским культотделом, у нас много. Плюнь - не промахнешься. Солисты есть, и хоры найдутся. Разные. Ветеранские. Ведомственные. Домовые. Даже в исправительной колонии, говорят, один имеется («Вечерний звон: бом, бом!»). Ежели кому приспичит послушать, ради Бога - подставляй глаз и ухо: тебе и спляшут, и споют. Искусство - в массы! Каждая кухарка должна иметь доступ на сцену.
Правда, дальше Лесного и Энергетика таких мастеров не пошлешь, а нам и не надо. Нужно ориентироваться на внутренний спрос. На своих тонких ценителей прекрасного - на депутатов и чиновников. Вот Иван Федорович - жаль, не дожил до светлого часа - им бы понравился. Или какие другие немудреные развлечения. Цирк лилипутов. Мотоциклист внутри шара. Или шоу со слонами. Каждый депутат знает: «Слоны - животные полезные»!
Ну, а теперь оставим шутки. Что-то не хочется больше шутить. Давайте по-серьезному. Чем, на мой взгляд, показательна история с Маркиным-старшим? А вот чем. В ней ярко проявилась сущность власти, что раньше, что теперь не понимающей феномена культуры. Власть почему-то считает, что её мышление первично, мнение - правильно и потому особенно важно.
Между тем культура первична по отношению ко всему, в том числе и к формам власти и всего общественного миропорядка. Признать и просто понять это какому-нибудь местному временщику трудно, непостижимо, тем более что в данном случае он имеет дело не с абстрактной - идеальной - культурой, как совокупностью духовных ценностей, а всего лишь с одним из её представителей - профессором Эдуардом Митрофановичем Маркиным, не лишенным обычных человеческих недостатков.
Как чиновнику или депутату изначально поставить себя на ступеньку ниже этого странного, резкого, неучтивого субъекта, который, к тому же, от тебя зависим? Они и не ставят! Наоборот, не без налета садизма унижают его, то отказывая ему в выступлении на горсовете, то часами мурыжа, обсуждая «более важные» вопросы, то напрямую давая понять, что его детище - хоровая капелла - может «сожрать» слишком много денег (при этом покупка новогодней ели к ДК или пары-тройки авто-членовозов куда затратнее годового содержания всего хора).
Такая позиция отнюдь не нова, она характерна для советской и постсоветской России, когда совершенно ничего не значащие с точки зрения культуры (да и истории) деятели, тем не менее, определяли судьбы истинных её служителей. Вторичность роли культуры в понимании чинуш находит своё проявление в самых разных ситуациях. Скажем, как сообщила на
«МИР ТВ» (22.11.2012)
Ксения Воронина, в Гороховце администрация решила закрыть районный (!) Дом культуры, поскольку-де его содержание слишком затратно для бюджета. Чиновников сокращать не решились, а Дом культуры - запросто!
Что касается Маркина, то его ситуация усугублена еще тем, что он представляет элитарную культуру, для нашей власти непонятную и чуждую. Наша власть признает культуру как собрание красивых картинок, занятных фильмов, складных стихотворных строк, увлекательных прозаических сюжетов: всё это близко нормальным обывателям, из которых преимущественно и сформирована местная власть. Они - не элита, хотя и любят себя причислять к таковой; элита - это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, имеющая высокие нравственные и эстетические задатки. Я не обвиняю чиновников или депутатов в том, что они - всего лишь обыватели (себя я, к примеру, к элите тоже никак отнести не могу).
В конце концов, на Западе обыватель составляет костяк т.н. среднего класса, о создании которого так много говорят наши правители. Но - такой расклад не должен мешать трезвой оценке и пониманию того, кто ты есть и что ты значишь в этом мире. Творец выше обывателя, и нужно относиться к нему с почтением и уважением на том простом основании, что он поднимает «планку» цивилизации на новую высоту, а ты довольствуешься ширпотребом.
И, если уж говорить с привязкой к местности, если сегодня властный обыватель самодовольно унижает Маркина, то завтра он наверняка поставит под сомнение необходимость существования музыкальных школ (они тоже дорого обходятся бюджету), послезавтра упразднит ДК, и самыми нужными из искусств вновь провозгласит кино и цирк, тем более, что лилипутам тоже надо есть, а слоны - животные полезные.
Владимирский журналист. Дайджест