На
IV Платоновском фестивале воронежцев ждут два фортепианных концерта - Михаила Плетнева и Даниила Трифонова. О том, чем знаменательны эти выступления и как складывается "табель о рангах" в музыкальном мире, рассказал для читателей "РГ" пианист, лауреат международных конкурсов в Бремене и победитель конкурса имени Скрябина в Москве, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории Петр Лаул:
- Михаил Плетнев - конечно, легенда, причем настолько, что даже не важно, что он собирается играть. Как личность, как музыкальный мыслитель, он невероятно интересен сам по себе. К тому же он не относится к числу артистов, которые "дышать не могут" без рояля, а, напротив, как бы даже неохотно к нему возвращается, так что услышать его игру в последнее время - большая удача. Что до манеры - то она трудноописуема, как любое настоящее искусство. Конечно, можно сказать, что Плетневу свойственна глубина и парадоксальность мышления, необычайно красочная звучность и совершенство педализации, внутренний огонь и глубокая интимность при внешней бесстрастности и даже холодности. Его трактовки - не эталон отношения к авторскому тексту, они всегда спорны и не могут и не должны понравиться каждому слушателю - они будоражат воображение, порой тревожат, раздражают и даже злят. Но невозможно не отдавать им должное и не понимать, что это настоящее искусство, что перед тобой артист, каких единицы.
Корректно ли судить о том, какие строчки в условных рейтингах пианистов занимают гости нынешнего Платоновского фестиваля - Михаил Плетнев и Даниил Трифонов? Сложно сказать. Про Плетнева, например, в 1978 году не говорили "подающий надежды молодой артист", а уже сразу - Михаил Васильевич. Про Григория Соколова после победы на конкурсе Чайковского в 1966 году, напротив, даже как про "подающего надежды" никто не говорил, это был знаменитый музыкальный скандал того времени. А он быстро вырос в такого же гиганта, как и Плетнев. То есть в особых случаях мы можем, конечно, понимать, что тот или иной большой артист действительно уникален и находится где-то на вершине "табели о рангах", но дальше уже все в области рекламных трюков составителей анонсов. "Сегодня у нас выступает пианист номер два в мире, исполнитель Моцарта номер один". Это чепуха, конечно.
Мне сложно характеризовать манеру игры Даниила Трифонова, поскольку, по большому счету, я его толком не слышал. Наверняка у него есть свое видение программы, с которой он приедет в Воронеж, и порядка произведений в ней. Стравинский, Равель и Дебюсси - это все музыка первой четверти ХХ века. "Образы" и "Отражения" даже на фоне других сочинений Дебюсси и Равеля отличаются особой утонченностью, колористичностью и изысканностью. Ну, а "Симфонические этюды" Шумана - одно из главных романтических высказываний фортепианной музыки.
Текст: Татьяна Ткачеваhttp://www.rg.ru