В истекшем ноябре в четырнадцатый раз в нашем городе состоялся международный фестиваль русского искусства «Петербургская Осень». Само по себе его существование достойно удивления, поскольку проводится он исключительно на энтузиазме его создателей и участников, не имея ни государственной поддержки, ни влиятельных спонсоров. Но благая идея объединить творческие усилия профессионалов и любителей, взрослых и детей, музыкантов и художников, поэтов и деятелей театра под знаменем сохранения русских традиций в искусстве оказалась столь привлекательной и значимой, что полтора десятилетия фестиваль не знает отбоя ни от желающих принять участие в нём, ни от благодарной публики. В нынешнем году в течение месяца состоялось 24 фестивальных события на таких площадках, как Дворец кн. Юсуповой на Литейном, Дом композиторов на Большой Морской, Музей-квартира Римского-Корсакова на Загородном, концертный зал Яани Кирик, Шереметевский дворей, Фонд М.Шемякина, Библиотека А.Блока и Свято-Духовский Центр Александро-Невской Лавры. Как всегда, в концертах звучала музыка разных жанров, разных эпох и стилей. От хоровой до камерно-инструментальной, от вокальной до музыкального театра.
Открывал фестиваль бал, приуроченный 190-летию Иоганна Штрауса. Возрождающий традиции великосветских балов блистательный танцевальный вечер собрал любителей классического танца, вальсирующих под чарующие звуки великого Короля Вальса под сводами одного из интереснейших дворцов Санкт-Петербурга, к сожалению, не обласканного вниманием туристов (Литейный пр., д.44). Программа вечера, включающая экскурсию по интерьерам одной из петербургских жемчужин, мастер-класс от петербургских парфюмеров, выставку фиалок, дефиле модельера дамских шляпок и насыщенную программу от танцмейстера, в том числе, была призвана восполнить этот пробел. В этом же зале, где ныне располагается филиал Всероссийского общества «Знание», с ошеломительным успехом состоялись фестивальные представления антрепризного спектакля «Летучая мышь», осуществлённого по оперетте И.Штрауса силами антрепризного театра «Скерцо».
Ярким событием, к сожалению, пришедшимся на день траура по жертвам авиакатастрофы, и потому собравшим мало зрителей, стал сольный концерт выдающегося пианиста Алексея Чернова (Москва) в Белом зале Шереметевского дворца. Прозвучавшая в его исполнении знаменитая «Лунная соната» Л.ван Бетховена явилась подлинным открытием для публики: хорошо с детства знакомая музыка в интерпретации мастера обрела новыек, доселе никем не замеченные оттенки и вызвала целую бурю эмоций в зале. С интересом была принята также премьера Второй соната самого А.Чернова в авторском исполнении.
6 ноября с большим успехом прошёл концерт, посвящённый 175-летию П. И. Чайковского. Лауреат международного конкурса Зоя Журавлёва (сопрано) и доцент Алексей Махлаевский (фортепиано) проникновенно исполнили ряд романсов, в том числе, редко звучащих со сцены, прозвучали также фортепианные миниатюры гения русской музыки. И сам подбор произведений, и составление программы, сложившейся в единое драматургическое целое, и великолепное исполнение были горячо встречены публикой, переполнившей уютную Домовую церковь Шереметевского дворца.
Этим же прекрасным дуэтом 8 ноября в Доме композиторов были исполнены песни и арии из опер советских композиторов, посвящённые Великой Отечественной Войне. В концерте, названном «Никто не забыт и ничто не забыто», состоялась также премьера прекрасной песни Натальи Волковой на стихи Софьи Журавлёвой «Я старой уже была». Стоя, со слезами на глазах рукоплескала публика артистам, задевшим самые сокровенные струны человеческой души.
Зал Фонда художника М.Шемякина располагает к камерным концертам. Уютная обстановка, хорошая акустика, внутренний диалог музыки и изобразительного искусства (Фонд проводил выставку «Автомобиль в искусстве»). Здесь состоялся творческий вечер замечательного петербургского альтиста Владимира Быстрицкого и его постоянного концертмейстера Анны Татарчук. В их исполнении собравшиеся поклонники камерной музыки услышали две сонаты М.Журавлёва. Первая из них, написанная в 90-е годы, на мой взгляд довольно точно отражает всю атмосферу гнетущей неопределённости тех лет. В острых коротких репликах, колючих созвучиях, прерываемых томительными паузами словно пытается родиться полноценная мелодия, окрашенная человеческими качествами. Но каждый раз её рождение пресекается, перебиваемое бесчеловечными ритмическими сгустками, диссонансами, в итоге приводя музыкальную ткань к бессильному замиранию. Словно в противовес первой, Вторая соната, представляющая зрелого композитора (написана в 2008 году), являет образчик классически завершённой формы, восходящей к позднему барокко и раннему классицизму. В ней ясно различима линия Д.Шостакович — Б.Тищенко — М.Журавлёв. Очень интересна Соната для альта соло В.Огороднова. Сосредоточенная музыка сродни внутреннему монологу, раскрывающая перед вдумчивым слушателем богатую жизнь человеческой души в вихре событий современного мира. Мелодически насыщенная Соната В.Михеенко, окрашенная романтическими настроениями и изобилующая яркими лирическими образами, продемонстрировала ещё одну грань богатого творческого облика В.Быстрицкого, альту в руках которого, кажется, под силу любое чувство, любая мысль и любой образ. В дуэте с А.Татарчук музыка прозвучала убедительно, эмоционально точно, исполнение было одновременно виртуозным и глубоким.
Ещё одна концертная программа в Шемякинском доме на Садовой представила музыку для скрипки, виолончели и фортепиано. Очень светлое и хорошее впечатление оставило Трио начинающего композитора Лидии-Марии Кошевой. Удивил своей яркой эмоциональностью, романтическим напором, мелодической щедростью ещё один начинающий композитор Николай Андреев. А в качестве «мэтров» этой концертной программы выступили М.Журавлёв с его Трио памяти В.Гаврилина, тонко воспроизводящим дух особой гаврилинской интонации и написанное на основе подлинной русской народной песни «Кумушки», и Трио Армана Жайыма (Казахстан), созданное на темы «Кер оглы» (эпос о национальном казахском борце за свободу и народном певце), в котором композитору удалось виртуозно воспроизвести аромат степи и конский бег. Н.Андреева (скрипка), Р.Набиев (виолончель) и В.Пироженко покорили публику своей виртуозностью, точным пониманием музыки и эмоциональной насыщенностью.
15 ноября в Доме композиторов состоялся очень яркий концерт, составленный из произведений петербургских авторов. Запоминающимся стало исполнение Ольгой Левинтовой финала Сонаты № 3 и Этюда «Забавная симметрия» для фортепиано Н.Волковой. А сама автор яркой музыки выступила не менее блестящим интерпретатором произведения своего великого учителя: в исполнении Натальи Волковой прозвучал знаменитый Рэг-тайм из Сонаты № 1 Б.Тищенко — дань памяти выдающемуся петербуржцу, которую каждый год отдаёт в своих программах «Петербургская Осень». Проникновенно и возвышенно прозвучал завершавший концерт «Романс» для скрипки и фортепиано В.Огороднова в исполнении Натальи Андреевой (скрипка) и Вероники Пироженко (фортепиано). Великолепно исполнил труднейшую пьесу Мухаммеда Реза Тафазоли (Иран) «Вопрос» кларнетист Александр Майстренко. Это была премьера в России.
Авторские концерты — одна из постоянных страниц фестивальной программы «Осени». 16 ноября в Доме композиторов свою музыку представил художественный руководитель фестиваля Михаил Журавлёв. Две премьеры первого отделения представили всё стилевое и техническое разнообразие композиторского почерка автора. Соната для кларнета и фортепиано, на мой взгляд, ярко раскрывающая возможности каждого из инструментов, восходит одновременно к традициям джаз-рока и творчеству П.Хиндемита. Её представил публике дуэт А.Майстренко — О.Зайцев. А впервые исполненная лауреатом международных конкурсов доцентом Михаилом Воротным Соната № 8 для фортепиано ля мажор потрясла зал необузданной энергией и мощью звучания. Как всегда, неизменный интерес вызвал цикл посвящений «Галерея Портретов» в исполнении З.Журавлёвой и А.Махлаевского, прозвучавший во второй части концерта. И уже не в первый раз при исполнении этого весьма обширного сочинения финальный номер «Шарик» на стихи Н.Панченко публика потребовала исполнить на бис.
Авторский вечер Андрея Фролова, приуроченный к 55-летию композитора, явился как бы логическим заключением Фестиваля. На нём были представлены произведения, которые завершают и оценивают большой период творчества композитора. Не смотря на то, что воспоминания, родившие эти произведения, были достаточно тяжелы, они открывают двери к новым достижениям Андрея Андреевича. Хороши были все представленные в программе произведения, и каждый слушатель нашел для себя наиболее близкие по духу. Кому-то понравилась Соната для альта и фортепиано в исполнении Владимира Быстрицкого и Анны Татарчук. Кому-то надолго запомнится «Вальс-Воспоминание» или «Письмо Мусоргскому» в исполнении Михаила Воротного, кому-то -вокальные циклы «Последние песни» и «Юродивый Сизиф», вдумчиво и образно пропетые Андреем Реймерсом под блистательный аккомпанемент Михаила Огороднова. А для кого-то откровением явилось Трио № 2 памяти режиссёра Сергея Скворцова. Всё было исполнено на высоком художественном уровне, с глубоким понимаем музыки. А сама программа в целом оставила долгое послевкусие.
Два концерта в зале Яани Кирик представили панораму хорового творчества петербургских авторов. Это и прошедший с огромным успехом первый в его творческой биографии авторский вечер композитора и хорового дирижёра Владимира Полякова, собравший сразу 4 коллектива, и вечер хора «Фестино», представивший публике разнообразную программу: от сложной и насыщенной кантаты «Деревья» на стихи М.Клеймиц Натали Русу-Козулиной до миниатюры Николая Хотунцова «Вокализ памяти павших», от сложной по форме и драматичной по содержанию «Былины о войне и мире» Л.-М.Кошевой до строгих и величественных «Шести хоров на стихи Сергея Орлова» Бориса Можжевелова. Исполнение этого последнего сочинения стало подлинным событием. Долгожданная премьера величественного в своей простоте и глубине сочинения композитора-фронтовика на стихи поэта-фронтовика случилась спустя 30 лет после написания. И, увы, уже после ухода из жизни обоих авторов.
Линия «Петербургской Осени» на возрождение забытых имён и страниц отечественной музыки — это вообще отдельная и заслуживающая самых тёплых слов часть деятельности Ассоциации «Русская Традиция», проводящей фестиваль. Благодаря подвижническим усилиям группы энтузиастов только в этом фестивальном сезоне удалось поднять, вытащив фактически из небытия, наследие безвременно ушедшего петербургского композитора Михаила Суворов (концерт 18 ноября), спасти от исчезновения рукопись скончавшейся в 2011 году Анны Митрофановой, вынести на суд публики наследие ушедшего в этом году Владимира Радченкова (концерт 27 ноября). Благодаря «Петербургской Осени» стали достоянием общественности полотна Бориса Можжевелова, наследие забытого ученика Римского-Корсакова Владимира Сенилова. Фестиваль оказывает поддержку новым направлениям музыки. Несколько лет назад в рамках фестиваля состоялся международный композиторский конкурс имени Ю.Фалика на создание произведений для ансамбля из 8 виолончелей. А в этом году проведён всероссийский конкурс «Вечные ценности» на создание песни для малышей детсадовского возраста, в котором лауреата выявило голосование самых юных участников фестиваля. Широк и разнообразен фестивальный круг авторов и исполнителей, не вошедших в профессиональное сообщество. Линия на поддержку музыкального любительства весьма заметна в программах «Петербургской Осени». Композиторы Юрий Забутов и Юрий Карусев, Ирина Брайловская и Николай Хотунцов, участники знаменитого международного конкурса пианистов-любителей, студенты Музыкально-просветительского колледжа имени Б. И. Тищенко, автор-исполнитель Любовь Усачёва, фольклорно-этнографические коллективы, поэт Евгений Макаров, хор «Боянова дружина» — вот далеко не полный перечень участников фестивальных программ, в разные годы деливших сцену с прославленными профессионалами. Тем удивительнее, что за все эти годы никто из культурного официоза Санкт-Петербурга не уделил должного внимания этому уникальному проекту, ни одна властная структура или влиятельная фирма не оказала поддержки начинанию группы энтузиастов, ни одно средство массовой информации не нашло возможности оказать бесплатную рекламную поддержку фестивалю. Единственными исключениями являются выпуски авторской программы на Радио «Россия», ставшие результатом частной инициативы группы журналистов, и газета «Новый Петербургъ», на протяжение почти всей истории «Петербургской Осени» регулярно анонсирующая и освещающая фестивальные события. И это лишний раз подтверждает роль этой газеты как единственной подлинно народной. Хочется верить, что «Петербургская Осень» доживёт до того времени, когда общенародность СМИ из исключения превратится в норму, и тогда число счастливчиков, кому удастся соприкоснуться с творчеством петербургских музыкантов, художников, поэтов, актёров на осенних встречах, сможет серьёзно возрасти.
АЛЕКСАНДР КУКАС,
ЕВГЕНИЙ БЕЛОБОРОДОВ
newspb.su