Они неспешно заходили в концертный зал филармонии — нарядные, строгие, торжественные… С орденами на груди и без, но каждый — с историей жизни, достойной отдельной книги. Остросюжетного романа о войне, преодолении, потерях, боли. И о всепобеждающем жизнелюбии!
А по ту сторону тяжелых кулис — восемьдесят лучших музыкантов Волгограда, виртуозов, игравших на самых престижных музыкальных площадках мира. Белоснежные сорочки, элегантные фраки, черные платья в пол. Блестящая медь духовых, сверкающий лак скрипок и виолончелей и — тишина. Каждый настраивается к предстоящему концерту, каждый волнуется. Во-первых, потому, что в зале ветераны, воины и свидетели той страшной войны, а во-вторых, новая программа Волгоградского академического симфонического оркестра, посвященная 75-летию победы в Сталинградской битве действительно достаточно сложная. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра Андрей Аниханов, сын ленинградской блокадницы, составлял ее с особым трепетом. Маэстро включил в концерт сочинения отечественных музыкальных классиков, cозданные непосредственно в годы Великой Отечественной войны: симфония-баллада Н. Я. Мясковского, концерт для колоратурного сопрано и оркестра Р. М. Глиера, 9-ая симфония Д. Д. Шостаковича. Но, главное — в концерте прозвучит и мировая премьера сочинения нашего современника, известного петербургского композитора Игоря Воробьёва специально созданная к 75-летию Сталинградской битвы для волгоградского оркестра «Остаётся лишь свет». Чтобы люди верили: за любой трагедией следует очищение, наполняющее человеческую душу теплом сострадания и благодарности.
Зрители заполняют зал, звучит последний звонок и… О чем думал, слушая музыку, Альберт Станиславович Шмидт? Может быть, вспоминал родное село Шаумян, где жил с родителями. В сорок втором, когда ему исполнилось двенадцать, на Кубани начались бомбежки и артобстрелы. Отец ушел на фронт, а мальчишка с матерью в горы ушли. Так и жили под большой скалой. Снаряды туда не попадали… Но вскоре передовая подошла к горам вплотную, неподалеку расположилась разведрота, мама стала в ней кашеварить. А Алик и местные мальчишки, были у разведчиков проводниками, провожали их до передовой. В один из таких дней от снайперской пули погиб лучший друг — Ваня Алтухов. А потом был музыкальный полк в Аджарии, куда Шмидта зачислили кларнетистом. Учился по ходу дела… Удачно, надо сказать… В 15 лет попал в состав образцово-показательного оркестра Закавказского военного округа. Дошел до Берлина. Но без наград. Немецкая фамилия мальчишки не нравилась отцам-командирам…
— Музыку я всегда любил, — признается Альберт Станиславович. — Правда, сам музыкальный свой инструмент в последний раз в руках в 1947-м в руках держал.
Что было дальше? Долгая, долгая жизнь, полная самых разных событий, кропотливой работы инженера-конструктора, удач и поражений, обычных житейских забот и радостей.
— Я так благодарен Волгоградской филармонии за то, что меня пригласили на этот чудесный концерт. Ох, и разбередили душу! Прекрасная музыка, прекрасные музыканты. И такое ощущение жизни…
Леонид Михайлович и Наталья Глебовна Виноградовы сидели в зале, взявшись за руки. Вот так вот за руки они держатся все 62 года своей совместной счастливой жизни. Впрочем, нет — 72 года… Со школьных еще времен. Научные звания, ученые степени, более полувека преподавательской работы, двое детей, четверо внуков, четверо правнуков и пережитая война. Та самая, что прошлась безжалостным кровавым катком по жизни их поколения.
— Я до войны на скрипке играла, занималась в Доме пионеров, что в здании бывшего дворянского собрания располагалось. А потом не до скрипки было, — улыбается Наталья Глебовна. — Но музыку мы с мужем очень любим, особенно военных лет, ведь это — наша юность. Пусть тяжелая, непростая и трагическая, но — юность! А сегодняшний концерт — настоящий праздник для нас. Спасибо тем, кто организовал столь грандиозное мероприятие! Мы ведь в филармонию со дня основания симфонического оркестра ходим с удовольствием. Тридцать лет уже…
Лилия Константиновна Коновалова — дитя военного Сталинграда тоже старается не пропускать премьер в филармонии. Особенно любит органные концерты и концерты академического симфонического оркестра.
— В детстве на фортепиано играла, — улыбается Лилия Константиновна. — Без музыки жизни не представляю. Вот даже если не могу по какой-то причине на концерт филармонию придти, обязательно потом в Интернете нахожу и слушаю. И родители мои музыку любили. Папа говорил, что именно она помогла ему живым с войны вернуться. Он ведь у меня сначала Сталинградский тракторный завод строил, потом его защищал, а потом работал на нем. И всегда — с песней.
Три часа пролетели на одном дыхании. Довольны, кажется, остались все. Музыканты, маэстро, композитор, но, главное, зрители. Те, для кого этот грандиозный концерт и был организован.
Источник:
www.volgogradfilarmonia.ru