Вождь и сказки

Добавлено 25 декабря 2017 волонтер

Московская академическая филармония, Валерий Гергиев (дирижер), Сергей Редькин (фортепиано), Михаил Плетнёв (дирижер, фортепиано), Александр Рамм (виолончель)

Родион Щедрин отметил 85-летие, а его музыка весь месяц звучала на сценах Мариинского театра, на фестивале Московской филармонии в зале Чайковского, в Мюнхенской филармонии Гастайг и во множестве других концертных залов.

Юбиляр Родион Щедрин — главное имя декабрьских афиш. Фото: Дмитрий Кощеев

Десятки часов живой музыки — такого формата удостаивается не каждый композитор даже в юбилей. Но только в этом масштабе и можно рассмотреть детали музыкального мира Щедрина — его движения, трансформации, фундаменты, а, кроме того — ключи, которые открываются для интерпретаций. Во всяком случае, многие музыканты, исполнявшие музыку Щедрина на фестивале Московской филармонии, представляли ее в новых интерпретационных ракурсах. Это и Михаил Плетнев, добавивший сарказма и тоталитарной «фактуры» в «Старинную музыку российских провинциальных цирков», и Валерий Гергиев, увлекшийся джазовым потенциалом сочинений Щедрина. Именно в этом формате он исполняет обычно «Озорные частушки» — головокружительный джазовый «трюк» Мариинского оркестра. Но он открыл джазовое ритмическое клише даже в оратории «Ленин в сердце народном» — в оркестровом ритме рассказа красногвардейца Бельмаса «Я, бывший батрак…». Джазовая фактура обнаружилась и в первой опере Щедрина — «Не только любовь» с частушками (1961), и в последней оперной партитуре композитора «Рождественская сказка» (2015), где ритмы джаза «прививались» Гергиевым к «петрушечным» балаганным фактурам и хоровому Happy End: «Сказка — ложь, да в ней намек, всем правителям урок».

В новом поколении исполнителей Щедрина — виолончелист Александр Рамм и пианист Сергей Редькин, сыгравшие Двойной концерт для фортепиано, виолончели и оркестра «Романтическое приношение» (произведение 2010 года было написано в расчете на индивидуальности Марты Аргерих и Миши Майского) с энергией «борьбы противоположностей». Темный, глубокий звук виолончели, сложнейшая штриховая фактура, переведенная Раммом в романтический дискурс, и антиподом ему — механический бег, бесконечная токката рояля, «железная хватка», неожиданная для тонкой звукописной манеры Редькина. Неожиданно актуально зазвучала на фестивале оратория «Ленин в сердце народном» (1969) в исполнении Гергиева, оркестра, хора и солистов Мариинского театра. Сам Щедрин написал ораторию не в стиле советской апологетики, а как поминальное слово о Ленине (красногвардейца Бельмаса, не верящего в смерть вождя, и работницы Наторовой, вспоминающей, как пришила пуговицу к пальто Ильича). Но Гергиев вытянул из этого текста саму патетику «ленинианы» — оплакивание умершего, с Lamento хора, прозвучавшим как вопль народных масс под tutti оркестра, восторженные речи про Ильича, песню для народного голоса «Ты спокойно спи…», наконец грянувший громом финальный апофеоз — «Мы с тобой, Ильич, не расстанемся!». И оказалось, что сегодня оратория эта звучит не менее актуально, чем в советские времена.

Источник: rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору