Заявивший о себе более десяти лет назад фестиваль «Возвращение» пользуется большой любовью среди любителей классической музыки. Среди профессионалов — ведущих музыкантов России и мира — авторитет его также весьма высок. Второй год новым местом проведения фестиваля стал эстонский остров Хийумаа. Правительство Эстонии в конце прошлого года наградило «Возвращение» одной из главных премий страны в области культуры. Может случиться так, что «возвращаться» музыкантам в Эстонию будет теперь куда легче, чем в Россию. Особенности культурного менеджмента в нашей стране не предусматривают существования свободных, неподконтрольных государству артпроектов. О парадоксальной перемене участи «Возвращения» Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказал один из художественных руководителей фестиваля Дмитрий БУЛГАКОВ.
— Как появилась идея делать фестиваль в не самой, мягко говоря, известной точке на музыкальной карте мира — эстонском острове Хийумаа?— До распада СССР Хийумаа был закрытым островом — там проходила советская граница. Гобоист Павел Стругалев и я детьми отдыхали на острове. Несколько лет назад мы посетили эти красивейшие, не изгаженные цивилизацией места вновь. И решили вернуться в Хийумаа уже с музыкальным фестивалем Hiiumaa Homecoming Festival. Не только ностальгия стала аргументом, но и удобство географического положения острова: Хийумаа расположен вблизи берегов Скандинавии и стран Балтики. К тому же Эстония входит в ЕЭС, потому музыкантам из разных стран Европы туда не требуется виза. (К слову, получение российской визы для иностранных участников московского «Возвращения» — одна из малоприятных страниц биографии фестиваля.) Другой аргумент: отлично подготовленное для фестиваля камерной музыки место. В Хийумаа много церквей с хорошей акустикой, есть музеи и просто красивые площадки, где играть тоже приятно.
Когда родилась идея попробовать делать фестиваль «Возвращение» на Хийумаа в позапрошлом году, мы с Павлом Стругалевым пошли в управление культурой острова. Чиновники нас не только поддержали, но даже извинялись за то, что финансовая поддержка не может быть слишком щедрой. Администраторы показали нам списки фондов, способных дать деньги на фестиваль. Посоветовали туда обратиться. Даже без специальных рекомендательных писем администрации острова (в Эстонии государство не имеет право вмешиваться в дела частного бизнеса) фонды дали нам гранты.
Суммы были выделены небольшие (какой-то фонд выделил 500 евро, какой-то — триста), но общий бюджет вполне себе покрывает расходы на проезд, проживание, аренду залов.
Летом 2006 года был первый фестиваль. Зимой 2007 года нам позвонили и сказали о том, что наш фест получил одну из главных премий страны. Называется она «Культурная жемчужина года». Кроме того, нам выплатили премию-грант. Во многом благодаря премии мы провели второй фестиваль.
Кстати, приезд на него состоялся после всем известных событий (перенос памятника, блокада посольства Эстонии в Москве и т. п.). Тем не менее отношение к нам было исключительно дружелюбное и корректное.
— Что за слушателей собирал фестиваль?— На острове много туристов из разных стран Европы, приезжающих на паромах с материка. Восемь паромов в день. К тому же местные жители проявляли живой интерес. На каждом концерте — аншлаг. В частности, в местном музее добрая половина пришедшей на концерт публики, не имея возможности попасть в зал, слушала на веранде, практически не видя исполнителей.
Мы бы хотели, чтобы фестиваль вошел в туристические программы Эстонии. Еще одной идеей было организовать один из концертов прямо на пароме.
— Программа в Эстонии дублирует московскую?— Эстонское «Возвращение» — немножко облегченный вариант «Возвращения» московского. Выделенные нам гранты пока не дают возможности сразу привезти на остров пятьдесят человек. Нас там десять-двенадцать. В этом году два пианиста, Александр Кобрин и Яков Кацнельсон, струнники — Роман Минц, Евгений Тонха и большая группа немецких, голландских, российских духовых. Мне приятно, что во время фестиваля состоялась премьера сочинения Андрея Эшпая. Оно написано специально для нашего ансамбля духовых инструментов.
— Музыкантов из Эстонии привлекаете?— Собираемся. Только пойми, что у нас международный музыкальный проект, а не дипломатическая миссия. Если по логике музыкальной программы фестиваля нам покажется интересным посотрудничать с эстонским музыкантом (равно как и с американским, сербским и с любым другим), будем сотрудничать.
— И что же, теперь может статься, что вам понравится возвращаться на Хийумаа (даст бог, и в другие благословенные места), а Москва из планов выпадет совсем?— Конечно, Москва во всех смыслах для нас главное место. Но проблемы с возвращением в Москву у «Возвращения» имеются. Постоянно все делать с нуля за свои деньги, выживать от проекта к проекту становится все труднее. Десять лет назад и сил было больше, и обязанностей перед семьями меньше. Конечно, если фестиваль в Москве не состоится, это удар по нашей репутации. Но ресурсы исчерпываются. В том немалая «заслуга» общероссийской ситуации. Сейчас происходит тотальное перепрофилирование спонсорских денег исключительно на те проекты, что имеют господдержку. Жуткая смесь коммерческого и «вертикального» менеджмента определяет ситуацию и в классической музыке тоже. Нам сейчас отказывают потенциальные спонсоры потому, что наш проект не имеет государственного благословения. Но подконтрольная государству культура — это абсурд.
Россияне наступают на одни и те же грабли. Желание отдаться правителям живуче в нас патологически. Меня удивляет, неужели деятели культуры не понимают, не помнят, чем чревата присяга на верность власти, а не искусству?
Сейчас наша культура встроена в ту же самую вертикаль, в которую встроены все другие области в стране. Эта система не подразумевает свободы как таковой. Ни личности в обществе. Ни личности в искусстве. Классическая музыка не имеет политических амбиций. Тем не менее сегодня все, кто не вписывается в мейнстрим, оказываются «в положении музыкальных экстремистов».
На данный момент все наши запланированные проекты в России, в том числе мастер-классы выдающихся музыкальных педагогов, живущих за границей, проекты по поддержке молодых музыкантов, зависят от того, повезет ли нам вдруг и окажется ли рядом человек, желанием которого будет бескорыстная (свободная от «вертикалей») помощь музыке. У фонда есть постоянный партнер — один из коммерческих банков. Но его поддержка лишь часть необходимого финансирования. Он не может поддерживать всю нашу деятельность. Других организаций, помогающих нам работать в России, на данный момент нет. Для меня это странно. Ведь помощь во благо культуры — огромная радость! Сегодня уверенность в том, что следующий фестиваль в Москве состоится, мала как никогда.
www.vremya.ru