На 2017 год приходится множество концертов классической музыки с интереснейшими программами и солистами. Это и филармонические абонементы, и фестивальные события, и гастроли иностранных артистов. М24.ru рекомендует заранее позаботиться о билетах на следующие концерты.
Дж. Россини «Путешествие в Реймс»
Дата: 27 января
Место: Филармония-2, 19:00
В текущем сезоне Большой впервые отправится на окраину Москвы, чтобы выступить перед публикой «Филармонии-2». Этот творческий шаг навстречу жителям старой Олимпийской деревни можно расценить как продиктованную временем необходимость в открытости, доступности театра для разных категорий зрителей. Туган Сохиев привезет концертную версию последней россиниевской оперы на итальянском языке — «Путешествие в Реймс» (исполнение приурочено к празднованию 225-летия со дня рождения композитора). Написанная по случаю коронации Карла X и представленная в 1825 году партитура спустя четыре исполнения после премьеры исчезла при загадочных обстоятельствах из поля зрения музыкантов и постановщиков более чем на полтора века.
Второе рождение «Путешествия в Реймс» произошло уже в наше время благодаря Джанет Джонсон. Она собрала воедино раскиданные по архивам партии и в 70-х представила миру критическое издание оперы. Силами режиссера Луки Ронкони и дирижера Клаудио Аббадо в 1984 году была осуществлена постановка реконструированной оперы.
Сохиев берет с собой первоклассных солистов — это и Джованни Фурланетто, который исполнил заглавную партию в спектакле прошлого сезона «Дон Паскуале» Тимофея Кулябина; и Ольга Кульчинская, обладательница одной из премий прошлогоднего конкурса вокалистов «Operalia».
Франко Фаджоли
Дата: 27 февраля, 19:00
Место: Концертный зал им. П. И. Чайковского
Аргентинец Франко Фаджоли — первый контратенор, с которым лейбл Deutsche Grammophon подписал контракт. В сентябре 2015 года вокалист принял участие в записи «Орфея и Эвридики» Глюка. Музыкальный критик Лоуренс Эквилби (английский музыкальный журнал Gramophone) писала в рецензии о технической безупречности Фаджоли в исполнении изощренных колоратурных пассажей и о том, что тембрально он оказался наиболее близок к первому Орфею (то есть итальянскому кастрату Гаэтано Гуаданьи, исполнителю главной партии в венской редакции оперы). The Guardian восторженно отзывалась о его концертной программе из арий, созданных для ученика Порпоры — Гаэтано Майорано, носившего сценический псевдоним Каффарелли.
После Глюка Фаджоли принялся за сольный альбом из россиниевских арий («Деметрий и Полибий», «Дева озера», «Семирамида», «Эдуардо и Кристина», «Танкред»). Фестивалю «Опера априори» удалось уговорить контратенора приехать в Россию и проанонсировать его московский дебют.
Каждый из трех концертов фестиваля претендует на статус знакового события.
Моцарт и Бетховен. Пермская версия
Дата: 20 марта
Место: Большой зал консерватории
Отношения Теодора Курентзиса с Москвой, кажется, потеплели, и пермяки всерьез настроились на регулярные визиты в столицу с симфоническими программами. Сразу после предновогодней, с совсем небюджетным ценником «Золушки», последовали анонсы двух концертов musicAeterna — 20 марта (БЗК) и 17 июня (КЗЧ). У многих завсегдатаев консерваторских площадок ценовая политика команды Курентзиса вызывает негодование, но зал распродается, причем ставка сделана на тех, кто вряд ли когда-либо задумывался, например, о походе на мероприятия осеннего фестиваля РНО или просветительского абонемента Госоркестра Светланова. Курентзис превратился в героя глянцевых изданий, привлекательной фигурой для сегмента обеспеченных людей, привыкших думать об имиджевой составляющей, а не о композиторских идеях. В этом, возможно, особенность миссии лидера musicAeterna — открывать уши обывателям, далеким от музыки.
9 марта musicAeterna отправится в европейский тур откатывать программу из произведений Моцарта и Бетховена. Оба венских классика для Курентзиса — композиторы первого порядка в списке приоритетов, и если в изучении первого дирижер нашел твердую почву, то ко второму только подбирает ключи, ставя перед собой задачу записать все его симфоническое наследие.
Первый пункт в графике пермяков — ежегодный Klara Festival в Брюсселе (фестиваль позиционирует Курентзиса как «иконоборца»). В австрийском Концертхаусе к оркестру присоединится скрипачка Патриция Копачинская — с ней Курентзис и его подопечные исполнят Четвертый концерт ре-мажор Моцарта, а затем представят свой взгляд на «Героическую» симфонию Бетховена. Последнее выступление musicAeterna даст в Мюнхене, после чего повторит программу в Большом зале консерватории в Москве (солист Дмитрий Синьковский).
Жан-Ив Тибоде
Дата: 24 апреля
Место: Большой зал консерваторииФото: meloman.ru
Год назад французский пианист по приглашению Вадима Репина принял участие во Втором транссибирском фестивале, где сыграл в Рахманиновском зале «Филармонии-2» Первый концерт для фортепиано с оркестром Равеля. В этом сезоне Тибоде возвращается в Москву, чтобы выступить с Госоркестром Светланова (дирижер — Александр Лазарев). Программа выстроена вокруг русской и европейской музыки конца XIX века. Пятый фортепианный концерт Сен-Санса, в котором будет солировать Тибоде, был создан композитором спустя двадцать лет после написания Четвертого концерта для этого же инструмента и получил название «Египетский». Первые наброски нового произведения появились в 1894 году во время отпуска на Канарах. Основная работа над партитурой проходила в египетском Луксоре в окружении величественных останков цивилизации Древнего Египта, что привнесло в музыкальный материал особое экзотическое звучание.
Даниил Трифонов
Дата: 2 июня
Место: Большой зал консерватории
Если верить статистическим данным европейского музыкального ресурса bachtrack.com, Даниил Трифонов на сегодняшний день — самый востребованный пианист в мире. 25-летний музыкант делает блистательную карьеру. Обладатель гран-при XIV конкурса Чайковского подписал в 2013-м году эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophon, и первый же диск, выпущенный на желтом лейбле, попал в номинанты на Grammy. В сентябре 2016-го читатели англоязычного журнала Gramophone назвали его «Артистом года», а весной Королевское филармоническое общество назвало Трифонова «Инструменталистом 2016» за цикл концертов, посвященных Рахманинову.
В Москве пианист представит программу из сочинений Шумана, Шабрие, Стравинского и Шостаковича.
Госоркестр Светланова и три дирижера-просветителя
Дата: 8, 15, 26 июня
Место: концертный зал Чайковского
В этом году уже упомянутый вскользь фестиваль Госоркестра Светланова поменяет формат: вместо компактной серии концертов последуют три дистанцированных друг от друга во времени выступления. Более того, Владимир Юровский, дирижирующий и рассказывающий, уступит микрофон и оркестр двум более возрастным коллегам — Геннадию Рождественскому и Александру Лазареву (у каждого из них своя историческая программа, отсылающая к личности Сергея Кусевицкого (1874−1951), известного пропагандиста современной музыки). Юровский не сможет уделить много времени московским проектам, так как в июне 2017-го после паузы в три сезона вернется на Глайндборнский фестиваль, чтобы вместе с режиссером Нилом Армфилдом поработать над постановкой оперы «Гамлет» австралийского композитора Бретта Дина (Барбара Ханниган споет партию Офелии). График позволит музыканту приехать только на один концерт (это будет Седьмая симфония Малера). В августе Юровского ждут на Зальцбургском фестивале, где дирижер сможет полностью погрузиться в изучение партитуры «Воццека» Берга.
www.m24.ru