11 ноября на премьере произведения «Кольца памяти» в Большом зале Московской консерватории будет присутствовать автор — известный французский композитор Рене Кёринг. Его музыкальное приношение дирижеру Евгению Светланову прозвучит в исполнении Уральского молодежного симфонического оркестра под управлением Калле Куусавы и солистов — Дмитрия Махтина и Александра Рудина.
Автор главной фестивальной премьеры был большим другом Маэстро и станет почетным гостем фестиваля «Вселенная-Светланов!», который пройдет в ближайшие выходные в Москве. В числе участников 13 концертов безумного уик-энда — пианисты Борис Березовский и Андрей Коробейников, виолончелисты Александр Князев и Александр Рудин, скрипачи Вадим Репин и Дмитрий Махтин, Государственный академический симфонический оркестр России им. Светланова и Хоровая капелла России им. А. А. Юрлова, Камерный оркестр Московской консерватории и Уральский молодежный симфонический оркестр.
«
Мое сочинение — говорит Рене Кёринг, —
портрет Светланова-дирижера. Его начинают и завершают медитативные пассажи, символизирующие передачу энергии от дирижера к публике, от публики к оркестру, от оркестра — дирижеру. В гармонии можно угадать черты Светланова-композитора, на стиль которого повлиял Николай Метнер и русская музыка XIX—XX вв.еков. Солирующие скрипка и виолончель — участники эмоционального диалога, изредка прерывающегося паузами. Это беседа, которую я мысленно веду с Евгением Светлановым. Когда-то, еще в самом начале нашего знакомства, я задал Маэстро вопрос, на который он ответил не сразу, объяснив это тем, что берет время для раздумий, чтобы не говорить глупостей. Я тогда запомнил его ответ и музыкально воплотил в своем произведении».Рене Кёринг познакомился с Евгением Светлановым в 1995 году на Фестивале Французского радио в Монпелье, куда Евгений Светланов приехал со своим Госоркестром (Государственным академическим симфоническим оркестром России).
«На тот момент я 10 лет руководил фестивалем и был директором Radio France , — вспоминает Рене Кёринг. —
С тех пор мы виделись ежегодно, я приглашал Маэстро для участия в концертах и часто обсуждал с ним произведения, которые мы оба ценили — симфонии Альфвена, Мясковского, ораторию „Христос“ Листа, которую он исполнял с Филармоническим оркестром Радио Франс… Запомнился мне и последний его приезд в 2002 году. В тот год я возглавлял ещё и оперу в Монпелье, и Евгений Светланов попросил меня включить в программу постановку „Мадам Баттерфляй“. После его отъезда мы больше не виделись».Вдова дирижера Нина Светланова, и известный французский импресарио Марина Бауэр обратились к Рене Кёрингу с просьбой написать симфонию или концерт в память маэстро. Первую часть концерта для скрипки и виолончели он создал еще в 2002 году. Вторая часть родилась в преддверии фестиваля «Вселенная-Светланов!», на котором «Кольца памяти» прозвучат впервые.
Выступление в Большом зале Московской консерватории станет для Уральского молодежного симфонического оркестра своего рода экзаменом. Ведь в ноябре 2018 года реализация проекта подходит к концу реализация проекта «Симфонический старт». Напомним, что внимание к Уральскому молодежному оркестру проявляют и попечители Уральского филармонического. Им небезразлично, как будут профессионально подготовлены молодые музыканты, которые вольются в ближайшее время в «большой» оркестр. Благотворительный фонд поддержки Уральского филармонического оркестра вышел с инициативой реализации пилотного проекта, направленного на систему отбора, творческого развития и профессиональной адаптации молодых музыкантов под названием «Симфонический старт». Реализация проекта началась в сентябре 2017 года и осуществляется с использованием гранта Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
За это время удалось сделать очень много. Состоялся новый набор в оркестр учеников-стажеров, стартовала программа наставничества, когда концертмейстеры групп и солисты Уральского филармонического напрямую передают свой опыт молодым коллегам, начали работу Школы трубы и валторны, направленные на повышение профессионального мастерства исполнителей на самых «дефицитных» в России духовых инструментах. Для работы с молодыми музыкантами были приглашены ведущие европейские педагоги. Это профессора К.-Ф. Дальман (валторна) и К. Г. Грот (труба), которые занимались не только с артистами молодежного оркестра, но и с теми, кто придет в оркестр в скором времени. В их числе студенты Уральского колледжа, а также наиболее перспективные учащиеся детских музыкальных школ региона.
А еще «молодежка» дала первый концертный тур по городам России, выступив на фестивале Crescendo с Денисом Мацуевым. Молодые музыканты смогли проявить себя в качестве солистов и исполнителей камерной музыки, в составе Камерного оркестра и камерных ансамблей выступили и на филармонической сцене в Екатеринбурге, и в небольших населенных пунктах Свердловской области, получив возможность ближе познакомиться со своим слушателем.