Выбираем репертуар: «Музыкальный подснежник»-2019

Добавлено 22 июня 2018 Оргкомитет

РОО «Союз музыкальных деятелей Пензенской области», Всероссийский фестиваль «Музыкальный подснежник»

«Музыкальный подснежник"-2019: композиторы-романтики

Романтизм — направление, оставившее в истории музыки особенно яркий след. Его художественные достижения с течением времени только увеличивают свою значимость. Несомненно, обращение к наследию романтизма послужит хорошим стимулом к развитию нашего фестиваля и принесёт пользу всем его участникам. Однако выбранная тема требует от нас уточнённого понимания того, что подразумевается под музыкальным романтизмом.
Хотя романтизм такое же употребительное понятие, как и классицизм, оно не имеет под собой таких же конкретных стилистических признаков, той же ясной идейной программы и даже чётких временных рамок. Поэтому для ориентира мы могли бы воспользоваться системой признаков романтизма, разработанных наиболее авторитетным отечественным исследователем этого направления Д. В. Житомирским.
В музыке романтизм проявляет себя позднее, чем в других видах искусства — поэзии, литературе. Ранний период — 10−20-е годы XIX века (в некоторых жанрах его признаки можно заметить и раньше, поэтому встречается также понятие «предромантизм», применяемое в основном к 1800-м годам). Зрелый романтизм — примерно полувековой период 30−80-е годы, поздний романтизм — конец XIX — начало ХХ столетия.
Неоромантизм в современном понимании связан стенденциями в музыке последней четверти ХХ века, проявляющимися, как правило, в отдельных жанровых сферах — концерт, камерно-ансамблевая музыка и др.
Творчество романтиков связано с развитием нескольких ведущих образных сфер. Доминирующая среди них -лирика, раскрывающая богатый мир человеческих переживаний. К ней близок музыкальный портрет и пейзажная лирика. Отдельная сфера — область фантастики, преданий прошлого, а также народно-бытовые и национально-характерные образы. Один из ведущих эстетических принципов романтизма связан с идеей синтеза искусств, отсюда важная роль программности, иногда — отражение художественных явлений из других сфер искусства.
Творчество представителей молодых национальных школ Европы, включая отечественную, при всём своеобразии вписывается в общее русло романтического искусства. С другой стороны, представители позднего романтизма нередко следуют ему лишь в определённый период и со временем выходят за его рамки.

Национальные школы:
Австро-немецкая
Ранний романтизм: Шуберт, Гофман, Вебер, Шпор, Маршнер
Зрелый романтизм: Мендельсон, Шуман, Вагнер, Брамс, Брукнер
Поздний романтизм: Вольф, Малер, Р. Штраус, М. Регер

Итальянская
Ранний романтизм: Россини, Паганини
Зрелый романтизм: Беллини, Доницетти, Верди

Французская
Ранний романтизм: Буальдьё, Обер
Зрелый романтизм: Берлиоз, Ф. Давид, Гуно, Тома, Массне, Сен-Санс, Бизе, Делиб
С. Франк, Э. Лало, Г. Форе
Поздний романтизм: В. д`Энди, Дебюсси (ранний период), Роже-Дюкас

Испанская
Поздний романтизм: И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья

Русская
Ранний романтизм: Верстовский, Алябьев, Варламов, Гурилёв
Зрелый романтизм: Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Серов, Рубинштейн, Бородин, Мусоргский, Р.-Корсаков, Кюи, Чайковский
Поздний романтизм: Глазунов, Танеев, Аренский, Лядов, Ипп.-Иванов, Вас. Калинников, Скрябин, Рахманинов
Неоромантизм: Щедрин, Тищенко, Канчели, Денисов, Эшпай, Леденёв

Польская
Зрелый романтизм: Шопен, Монюшко, Венявский
Поздний романтизм: Падеревский, Шимановский

Венгерская
Зрелый романтизм: Ф. Эркель, Ф. Лист
Поздний романтизм: К. Гольдмарк, Э. Михалович, Ё. Хубаи
Чешская
Зрелый романтизм: Б. Сметана, А. Дворжак, З. Фибих, В. Блодек
Поздний романтизм: Й. Фёрстер, В. Новак, Й. Сук, Л. Яначек

Норвежская
Зрелый романтизм: Х. Хьерульф, Э. Григ

Финская
Поздний романтизм: Я. Сибелиус

Датская
Поздний романтизм: Ю. Свенсен, К. Нильсен

Английская
Ранний романтизм: Д. Фильд
Поздний романтизм: Элгар, Дилиус

Предложенный список не является исчерпывающим, но может послужить ориентиром для выбора репертуара.
Наследие романтизма чрезвычайно разнообразно в жанровом и стилистическом отношении, что позволяет каждому исполнителю найти в нём то, что близко его творческим склонностям. Желаем вам, чтобы ваш выбор позволил вам открыть для себя что-то новое и в музыке, и в самих себе.

Председатель Пензенского регионального отделения
Союза композиторов РФ
Гусев Е. В.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору