Выбор Татьяны Кузнецовой

Добавлено 18 ноября 2017 волонтер

Фото: Bengt Wanselius

23 ноября в Санкт-Петербурге открывается Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.». Родившийся в 2009-м, в год столетия парижских балетных сезонов, фестиваль постепенно расширяет сферу своих интересов: к уже освоенным территориям — выставкам, научным конференциям, публичным дискуссиям, симфонической музыке — добавится кино. Фестиваль открывается беседой Александра Сокурова с Теодором Курентзисом о нетерпимости — в искусстве и жизни — и просмотром одноименного фильма Дэвида Гриффита. На второй же день грянет сенсация: Теодор Курентзис и его оркестр MusicAeterna исполнят Первую симфонию Малера и Скрипичный концерт Берга с солисткой Патрицией Копачинской. Однако «дягилевцы» собираются удивлять публику все 10 дней фестиваля. Прежде всего — неизвестным России балетом. Татьяна Кузнецова выбрала три главных события фестиваля

Кукольная «Коко» и молодежный Norrdans

Кукол на фестивале еще не бывало, равно как и создателей этого спектакля для трех танцовщиков-артистов-кукловодов — норвежского хореографа Йо Стромгрена и нидерландского режиссера Ульрике Кваде. «Шанель», поставленная в мае этого года, не унылый байопик, а серия кульминаций трагической и залихватской жизни великой Коко: монашеское детство, любовь, чувственные авантюры, бизнес, триумф, одиночество. Главный танцевальный дуэт — избавление женщин от корсетной неволи — сочинен с фирменным стромгреновским остроумием, а сам спектакль удивительно человечен.

В тот же вечер шведская труппа Norrdans — специалисты по молодежной аудитории и дебютанты на российской сцене — покажет «AB3», постановку Мартина Форсберга на музыку Баха и Вивальди. Это законченный образец скандинавского юмора — ментального и пластического: гармонию числа три то и дело разрушает четвертый участник действа. Меланхолически шутит и патриарх Матс Эк, подаривший труппе свой «Pas de Danse» («Нет танца») — падекатр, бывший фрагментом балета «Плоские пастбища»; но, как и всегда у Эка, дело не в гармонии геометрии, а в дисгармонии любви.

Молодежный театр на Фонтанке, 24 ноября, 19.00

«АвтоБИОграфия» труппы Уэйна Макгрегора

Фото: Richard Davies

Тут фестиваль перещеголял даже Сергея Павловича: тот в копродукцию ни с кем не вступал. А «Дягилев. P. S.» скооперировался с главной британской фабрикой по производству авангарда — театром Сэдлерс-Уэллс и Company Wayne McGregor, собственной труппой главного хореографа Ковент-Гардена Уэйна Макгрегора. Премьера «АвтоБИОграфии» состоялась в Лондоне всего полтора месяца назад; в этой работе поборник научных экспериментов Макгрегор перещеголял самого себя, сделав содержанием и формой балета расшифровку собственного генома. Главный сюрприз: каждое представление по сути премьера — ни один спектакль не похож на предыдущий. «АвтоБИОграфия» на музыку Jlin состоит из 23 секций — по числу хромосом человеческого генома. Но зафиксированы только начало и финал балета; последовательность остальных частей компьютерная программа устанавливает каждый раз заново, основываясь на генетическом коде хореографа. Поэтому танцовщики никогда не знают, что именно им придется танцевать сегодня — воспитание Макгрегора, его интуицию, память или сон. «АвтоБИОграфия» посвящена американскому классику Мерсу Каннингему, первым применившему принцип случайности и компьютерные технологии при сочинении балетов.

Театр музыкальной комедии, 26 ноября, 20.00

Одноактные балеты труппы Ballet de Lorraine

«Relache»

Фото: Laurent Philippe

В программе — премьера этого сезона и два уникальных раритета. Свежий «След древних движений» на музыку Петера Реберга поставлен руководителем и хореографом компании Петером Якобсоном и научным консультантом труппы Томасом Келеем, давним соратником Каннингема. Авторы затеяли мудреные игры с пространством: мерцающая полупрозрачная сцена преображается то в клуб, то в стадион, диктуя танцовщикам все новые правила танцповедения.

«Тропический лес» (1968) на чириканье пташек и крики зверей, которыми наполнена музыка Дэвида Тюдора, — знаковая постановка главного балетного абстракциониста Мерса Каннингема, вспомнившего детство и давшего относительную волю чувствам. Оформил балет Энди Уорхол: его инсталляция «Серебряные облака» (серебристые подушки, наполненные воздухом и плавающие в воздухе) окружает шестерых танцовщиков, которым художник Джаспер Джонс порезал бритвой телесные трико, чтобы придать вид естественных шрамов. Уникальность фестивального представления еще и в том, что бескомпромиссный Каннингем в завещании запретил исполнять свои балеты после его смерти. Они нигде и не идут. Видимо, за редчайшим исключением — в Балете Лотарингии премьера «Тропического леса» состоялась за полмесяца до петербургской.

«Спектакль отменяется» и вовсе музейная сенсация: в 1924 году его придумал Франсис Пикабиа, музыку написал Эрик Сати, хореографию сочинил Жан Берлин, а немой фильм, ставший частью балета, снял Рене Клер. Получился «инстантеистский балет с кинематографическим антрактом и собачьим хвостом». Этот радикальный спектакль шведской труппы Ballets Suedois, отважно сражавшейся с дягилевскими Ballets Russes на их территории — в парижском Театре Елисейских Полей, история не сохранила. Однако всевозможных свидетельств о нем в избытке. В 2014 году «Relache» был реконструирован хореографами Петером Якобсоном и Томасом Келеем, поразив современных зрителей юношески отвязной смелостью.

БДТ имени Товстоногова, 1 декабря, 19.00

Источник: www.kommersant.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору