В Пасхальные дни в 18-й раз начинает свой концертный марафон Московский Пасхальный фестиваль. Придуманный знаменитым маэстро Валерием Гергиевым он давно уже стал крупнейшим национальным музыкальным форумом страны, который хотя бы раз в году дарит многим регионам встречу с главным участником фестиваля — Симфоническим оркестром Мариинского театра.
А это тот самый оркестр, в котором живут традиции нескольких поколений выдающихся российских музыкантов (за два с лишним века). Тот самый, которым некогда дирижировали Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер, Петр Ильич Чайковский и Сергей Васильевич Рахманинов, Густав Малер и Арнольд Шенберг… Тот самый, который последнюю четверть века под руководством Валерия Гергиева выступает на крупнейших оперных сценах и в лучших концертных залах мира — Метрополитен-опера, Карнеги-холл, Ковент-Гардене, Ла Скала, зале Плейель, Венском Концертхаусе, амстердамском Консертгебау. А когда-то именно он впервые представлял публике сочинения, ныне зовущиеся оперной классикой.
Но оркестр Мариинки не зря называют самым универсальным в мире, ведь, кроме театральной, он ведет насыщенную концертную деятельность. В том числе на гастролях, самые привычные направления для которых — музыкальные столицы Европы, Азии и Америки. Но раз в год, на Пасху, весь оркестр — а это почти сотня музыкантов во главе с Валерием Гергиевым — садится в поезд и несколько недель путешествует по просторам нашей страны.
Так, в 2019 году за 16 дней фестивальный поезд остановится в 20 городах страны (Москва, Тверь, Казань, Пермь, Екатеринбург, Омск, Кемерово, Томск, Новосибирск, Сургут, Тюмень, Набережные Челны, Альметьевск, Самара, Нижний Новгород, Воронеж, Рязань, Курск, Тула, Смоленск) и осчастливит десятки тысяч слушателей. 30 апреля оркестр, прибыв в Екатеринбург из Перми, сыграет в Свердловской филармонии и тем же вечером отправится в путь.
Тысячи километров для маэстро Гергиева — не препятствие. Ему под силу преодолеть их, так же как под силу руководить международными фестивалями, возглавлять один из главных музыкальных театров современности и его прославленный оркестр, сотрудничать с лучшими симфоническими коллективами и оперными театрами, подтверждая репутацию одного из ведущих дирижеров мира.
В течение последнего десятилетия маэстро балует своими визитами Екатеринбург, и каждый раз связующим звеном служит Пасхальный фестиваль и … особое отношение к нашему городу, ведь когда-то свою дирижерскую карьеру Валерий Абисалович начинал в Свердловской филармонии — за пультом Уральского филармонического оркестра. «Я был студентом, но оркестр относился ко мне снисходительно. Мне доверяли такие сложнейшие произведения, как Реквием Верди. Помню, всю ночь играл в филармонии на рояле, готовился к такому важному событию… На гастролях с оркестром в Челябинске я дирижировал Пятую симфонию Прокофьева, которую тоже готовил впервые в жизни. Это были мои первые шаги в профессии. Я постигал тайны дирижирования, открывал секреты работы с оркестром. До сих пор помню по фамилиям очень многих музыкантов. Помню программы, атмосферу репетиций. Оркестр был замечательный — и тогда и сейчас. Это очень здорово, что есть такой оплот на Урале, в сердцевине России. Иногда я позволяю себе такие ремарки: не Москвой и Петербургом едиными будет прирастать
культурное богатство России», — в один из визитов в наш город вспоминал Валерий Гергиев.
Со своим первым оркестром маэстро по-прежнему встречается — первым из региональных симфонических коллективов он пригласил его выступать на сцене Концертного зала Мариинского театра, вести там свой абонемент и несколько раз возглавлял его концертные программы.
Фестиваль пройдет с 27 апреля по 12 мая при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.