16 российских и 19 мировых премьер
Фестиваль премьер — такую репутацию завоевал фестиваль новой музыки «Звуковые пути», который уже в 27-й раз пройдет в Санкт-Петербурге с 17 по 25 ноября. Это не преувеличение: за 8 дней на площадках Петербурга можно будет услышать 16 российских и 19 мировых премьер музыки ХХ-ХХI веков.
В этом году форум осваивает новые пространства, меняет жанровые акценты и программные форматы. На карте фестивале, помимо традиционных для «Звуковых путей» Малого зала филармонии и Дома композиторов, впервые появляется Мариинский-2 (Зал Прокофьева) и Белый зал Лендокфильма. Привычный для афиши акцент на камерно-инструментальных новинках смещается в сторону театрально-сценических проектов. Именно здесь нас ждут самые громкие премьеры фестиваля.
«Звуковые пути» стартуют 17 ноября в Мариинском-2 российской премьерой музыкально-театрального Триптиха британца Александра Гёра — важнейшей фигуры современной музыки Объединенного Королевства. Триптих включает соответственно три камерные оперы для голосов, ансамбля инструментов и мимических актеров. Это «Виноградник Навота» (по Ветхозаветному сюжету), «Игра теней» (по мифу о Пещере из «Государства» Платона), «Соната о Иерусалиме» (по «Автобиографии» монаха XII века).
Российскую премьеру представит ансамбль Melos Sinfonia под управлением английского дирижера Оливера Зеффмана. Молодые британские музыканты блестяще дебютировали на «Звуковых путях» в прошлом году, представив интереснейшую программу «Английский без перевода» из сочинений Уолтона, Максвелла Дэвиса, Смирнова и Резетдинова в Малом зале филармонии. Здесь же они выступят 18 ноября со второй фестивальной программой из произведений Шарино, Раста, Радвиловича и молодого петербуржца Артура Вабеля, обрамленной двумя опусами Дьердя Лигети — Aventure(Приключения) и Nouvelles Aventures (Новые приключения)для сопрано, контральто, баритона и ансамбля.
19 ноября в Доме композиторов Ансамбль солистов Академического симфонического оркестра Петербургской филармониипредставит проект «Знаки Зодиака». Именно так называется сочинение классика мирового авангарда Карлхайнца Штокхаузена. Автор предполагал вариативность в исполнении, обозначив свой цикл «Знаки Зодиака» как двенадцать мелодий для мелодического и (или) гармонического инструмента. Этим и воспользовался композитор и скрипач Михаил Крутик, сделав версию «Знаков» для 5-ти инструментов. В программе также прозвучат, написанные специально для проекта 12 (по количеству Знаков) пьес композиторов из Петербурга, Эстонии, Шотландии, Ирана, США. Все опусы — мировые премьеры.
20 ноября в Малом зале филармонии впервые в Петербурге выступит один из европейских лидеров в интерпретации новой музыки датский ансамбль Athelas Sinfonietta под управлением Кристиана Клюксена, молодого датского дирижера, успешно выступающего с лучшими оркестрами мира. Музыканты представят программу «Четыре симфонии», в которой прозвучат сочинения петербуржцев Резетдинова и Радвиловича и датчан Кристенсена и Нильсена, классика датской музыки, 150-летие со дня рождения которого отмечают в этом году. Его «Простая» симфония № 6 будет исполнена в камерной версии другого известного датского композитора — Ханса Абрахамсена.
Солисты Athelas Sinfonietta выступят также 21 ноября в Доме композиторов. В первом блоке ТРОЙНОГО КОНЦЕРТА в 17 часов они сыграют программу из музыки своих соотечественников. Следующий блок посвящен фортепианной музыке. Опусы Финнисси, Радулеску, Минчакки, Шарино, Штокхаузена, Королева, Друха, также собственные пьесы исполнит шотландский пианист Джеймс Клаппертон. Он давно сотрудничает со «Звуковыми путями», искренне влюблен в русскую культуру (защитил в Эдинбурге диссертацию «Искусство блокадного Ленинграда») и в Россию. Более 15 лет Клаппертон осуществляет множество творческих проектов в Норвегии, в том числе курирует секцию культурного сотрудничества между Северной Норвегией и Россией. Заключительный блок Тройного концерта — «Сделано в Лос-Анжелесе»: камерные сочинения Шенберга, Адамса, Лефковица, Дж. М.Кеннеди, В.Ивановой и Стравинского представит Московский Ансамбль Современной Музыки.
Два разных сюжета и в концерте 22 ноября (Дом композиторов). Первый (19.00- 20.45) — музыка молодых композиторов. Сочинения москвички Рыковой, киевлянина А.Мокану, петербуржцев А.Зобнина, М.Полеухиной, Ю.Акбалькана и Н.Хрущевой исполнит Ансамбль МолОт (Санкт-Петербург). В сочинении Настасьи Хрущевой примут участие артисты ТЮЗа. В 21.00 в Кинозале Дома композиторов будет представлен композиторский портрет Сергея Белимова (1950–2011), которому в этом году исполнилось бы 65 лет. В1996 году Белимов, живший тогда уже в Париже, изобрел новый инструмент — кордепиано, который сам автор охарактеризовал как первый в мире акустический музыкальный инструмент, позволяющий композитору работать со звуком на уровне его микроструктур. Техника кордепиано наделяет звук континуальными возможностями и позволяет «на ходу» его трансформировать. Кордепиано вошло в партитуры многих сочинений Белимова, созданных после 1996 года, а также в версии ранее написанных опусов. Музыку Белимова исполнят вдова композитора Элизабет Меркс (кордепиано, Франция) и Елена Иготти (сопрано).
23 ноября в Белом зале Докфильма фестиваль презентует уникальный хореографический проект «Лента Мёбиуса». С момента открытия в середине 19 века этот математический объект привлекал и продолжает притягивать художников, музыкантов, писателей. В основе сюжета балета Елены Иготти — рассказ Кортасара «Лента Мебиуса». Загадки бесконечности, игры пространства и времени, заложенные в ленте Мебиуса, легли в основу балета «Клетка» Дэвида Ланга, а также специально написанных для фестиваля композиций «Потерянная хронология» Светланы Лавровой и «Мастер модуляций в клубе имени Мёбиуса» Анатолия Королева. Заданное проектом хореографическое решение получает и «Metastaseis» Яниса Ксенакиса. Хореографы — Мария Плиева, Евгения Бердичевская и Клэр Бриант (Франция). Исполнители — учащиеся Академии им. А.Вагановой.
24 ноября в Доме композиторов постоянный участник фестиваляАнсамбль Звуковые Пути представит программу «Поколение 1955», в которой прозвучат сочинения худрука фестиваля Александра Радвиловича, а также его ровесников, друзей и ближайших коллег, юбиляров этого года москвичей Юрия Каспарова, Владимира Тарнопольского, одесситки Кармелы Цепколенко и немца Франца Йохена Херферта, который примет участие в концерте и как пианист.
На закрытии фестиваля 25 ноября в Малом зале филармонии впервые в России прозвучит концертная версия оперы австро-чешского композитора и дирижера Виктора Ульмана «Император Атлантиды». Эту оперу Ульман написал в 1943–1944 годах в «образцовом» немецком концлагере Терезин на либретто Петера Кина, тоже узника этого лагеря. Оперу «Император Атлантиды, или Смерть отрекается» начали репетировать в лагерном театре, но притча о Жизни и Смерти была одновременно острым памфлетом на фюрера — премьера не состоялась. Лишь 16 декабря 1975 года опера Ульмана была поставлена впервые в театре Bellevue в Амстердаме. Фестиваль «Звуковые пути» планировал исполнение оперы еще 10 лет назад, но только сейчас удалось осуществить ее концертную премьеру в России. И это, несомненно, событие огромной важности. Оперу исполнят петербургские певцы и оркестр «Санкт-Петербургская камерная филармония» под управлением Федора Леднева.