Маргарита Прокопенко.
«Сургутская трибуна» № 166 от 08.09.2012
У нового директора сургутской филармонии Якова Черняка горячая пора. Как говорится, с места в карьер. Новое здание вот-вот будет введено в эксплуатацию – надо контролировать финальные работы, творческие коллективы готовятся к открытию сезона – надо отследить и где-то подкорректировать программу, верстается план гастролей и бюджет на следующий год. Да и вообще, необходимо понять, как будет дальше развиваться единственная на территории Югры филармония, которой в этом году исполняется десять лет.
– Нужна мозговая атака, планирую в самое ближайшее время пригласить для обсуждения этого вопроса все творческое сообщество города, и вас, журналистов, в том числе, поможете? – от такого предложения Якова Черняка, две недели назад возглавившего сургутскую филармонию, журналисту «СТ» отказаться было трудно.
– Я считаю, что таких обсуждений с заинтересованными людьми – творческой интеллигенцией, родительской общественностью – будет немало, – продолжил Черняк. – Нам необходимо понимать, что зритель, слушатель хочет получить от филармонии, и что мы можем дать. Хочется получить заказ не только муниципальный, из чиновничьих кабинетов, хотя и он формируется в основном на основе социологического среза. Мне важно,чтобы каждый бюджетный рубль, вложенный налогоплательщиками в наши коллективы,был понятен. Филармония не может трактоваться только как элитарный объект, в котором звучат не интересные большинству горожан произведения. Мы отфильтруем все лишнее и примем общий план деятельности филармонии как центра культуры, как центра искусства, как центра общения, который должен работать эффективно.
– Финансирование на следующий год останется на прежнем уровне или будет увеличено?
– Денег станет больше. Прежде всего, потому что на баланс учреждения становится эксплуатация здания. На содержание коллективов, реализацию программ, осуществление гастрольной деятельности тоже, но основной объем добавленных средств – 85 процентов – будет уходить на затраты по эксплуатации здания. Но не стоит забывать, что это новое здание дает возможность зарабатывать. Форм для этого предостаточно, но мы будем ориентироваться на качественный продукт. Я хочу, чтобы сургутяне увидели то, что давно хотели видеть, но не имели такой возможности из-за отсутствия соответствующих технических условий. Это полноценные гастроли крупных театров. Не антрепризы, которых в город привозят достаточно.
– Вы против антреприз?
– Я с глубоким уважением отношусь к своим коллегам – руководителям концертных и театральных площадок, которые организуют такие гастроли, но моя мечта – иметь в городе мощную базу для проведения полноценных гастролей.
– Кто и как будет формировать гастрольную афишу?
– Это тема очень непростая, но то, что в афише будут присутствовать образцы всех жанров – это безусловно. Обязательно будет международный театральный фестиваль «60-я параллель», международный хоровой фестиваль «На 60-й». У Сургута есть свой бренд, который раскручен и обязательно будет работать. Никто не говорит, что не будет Стаса Михайлова. Привезем. Но его выступления будут приносить средства, чтобы организовать гастроли менее раскрученных, но так необходимых для просвещения и культурного образования сургутян мероприятий.
– Когда-то у Сургута был еще один бренд. Театральный фестиваль «Чайка», который со временем благополучно перебрался в Ханты-Мансийск. Не думаете возродить и его?
– У нас уже достигнута внятная договоренность с Олегом Павловичем Табаковым по этому вопросу. У нас за долгие годы знакомства сложились довольно неплохие товарищеские отношения, и мы безусловно вместе будем делать театральный фестиваль с учетом существующей городской и окружной театральной ситуации. Но придется искать свою форму этого мероприятия. Есть договоренности с мощным чеховским фестивалем. Я знаю одно – местечковости не будет.