В Харькове маэстро проводит яркие и необычные концерты
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЮРИЯ ЯНКО
«Дирижер у нас больше, чем просто дирижер» — этот перифраз Евгения Евтушенко о поэте, который в стране «больше, чем поэт» пришел со времен хрущевской «оттепели» и, в определенном смысле, не утратил свою суть и сегодня. Трансплантированный в современное музыкальное пространство он сразу актуализируется, когда знакомишься с директором и главным дирижером Харьковской областной филармонии Юрием Янко. Этот музыкант сделал максимум, чтобы полностью развенчать миф о филармонии, как консервативном концертном заведении. Для этого человека скорее подходит определение «криэйтор» (или «креатор»). Он непрестанный генератор ярких, нешаблонных идей и уникальных проектов, появление которых в культурной жизни Харькова будоражит и объединяет горожан с абсолютно разными вкусовыми приоритетами и приверженностями. Это настоящий «хедлайнер» академического концертного пространства, который не боится разрушать стереотипы и устанавливать новые критерии моды на посещение творческих мероприятий филармонии. Вы случайно не слышали о «Янко-шоу»? Да, речь идет именно о громких массовых музыкальных мероприятиях, основанных маэстро, на которые билеты разлетаются за считанные часы.
Недавно в Харьковской филармонии состоялся концерт, где вместо билетов посетители отдавали на входе продукты и лекарства, необходимые сегодня нашим военным на Востоке. Это уже второй для них благотворительный концерт музыкантов, а сбор на АТО на предыдущем вечере был передан раненым в госпиталь.
-
Юрий Владимирович, в вашем лице соединены такие ипостаси как дирижер, директор филармонии, художественный руководитель, топ-менеджер, шоумен. Какие потайные механизмы вы запускаете в действие, чтоб быть успешным, известным не только в вашем родном городе — Харькове, но и в дальнем зарубежье?— Сегодня дирижером в прежнем представлении об этой профессии оставаться невероятно сложно, ведь приходится параллельно разрешать самые разные проблемы: продвижение оркестра (а поскольку я еще и директор филармонии, то мне надо заниматься еще и продвижением самой филармонии), привлечение новой аудитории слушателей, мониторинг современной публики. Меня часто спрашивают: «Не трудно ли вам тянуть такой воз?» На что я откровенно отвечаю: «Нет». Напротив. Все неотложные вопросы решаются очень оперативно. Недавно к нам приезжал Генеральный консул Республики Польша в Харькове Ян Гранат (к сожалению, его каденция вскоре завершается), с которым мы сделали много удачных проектов, он чрезвычайно много нам помогал. Он привел с собой Генерального консула Германии, познакомил нас и сказал коллеге: «Мы с вами попали на территорию, где нет чиновников, где очень быстро и профессионально решаются все художественные — и не только — проблемы». Думаю, слова Яна Граната подтверждают целесообразность сочетания в одном лице администратора и собственно художника.
-
На какую публику рассчитываете, создавая оригинальные, разнообразные концертные проекты?— Стремлюсь, чтобы филармония отвечала запросам людей успешных, процветающих, которые хотят красиво отдыхать, наслаждаясь прекрасной музыкой и рассуждая о вечных ценностях. К сожалению, иногда приходится слышать, что филармония — это место для бабушек. Категорически — нет! Филармония — для молодежи прежде всего.
-
Вы начали свою реформаторскую деятельность с радикального переформатирования репертуара…— Почти сразу предложил идею симфонического шоу. К слову, эти шоу проходят уже более 10 лет и теперь получили «народное» название «Янко-шоу». Чаще всего они проходят трижды на протяжении сезона: на Старый Новый год, 8 марта и 1 апреля. На Новый год я выходил в костюме Деда Мороза, с мешком за плечами, доставал бутылку «Шампанского», откупоривал ее. Пробка выстреливала в толпу, и кто ее поймал — получал бонус: бокал «Шампанского» и — стартовало массовое действо! Как правило, проводились разнообразные викторины, конкурсы. Я вынужден был прибегнуть к проведению шоу, ведь стремился, чтобы люди, которые придут в филармонию, поняли, что с классической музыкой можно весело отдохнуть, наслаждаясь музыкой И. Штрауса, И. Дунаевского, восхищаясь зажигательными ритмами танцев И. Брамса, А. Дворжака. Мы специально заказывали аранжировку Дмитрию Савенко из Запорожья (он делал оригинальные аранжировки популярных песен, в частности Джо Дассена, «Битлз» и т. п.). Чтобы «достучаться» до молодежи, с ней надо разговаривать на ее же языке. Для наших планов концертный зал филармонии нередко оказывается маловат. Тем более что основной зал до сих пор находится в недостроенном состоянии. Поэтому достаточно часто переносим наши концерты в необычные места. Например, мы играли в… метро. Ночной концерт состоялся на платформе станции «Университет» в следующую после Пасхи ночь. Звучала музыка И. Штрауса, The Beatles, Бабаджаняна, Поля Мориа. Меломанам этот концерт обошелся аж… в полторы гривны (тогдашняя стоимость жетона в метро). Мы предварительно договорились с начальником Харьковского метрополитена: подъехали два поезда… перекрыли станцию. Мы выступали на протяжении двух часов, постепенно преодолевая барьер скептицизма присутствующей молодежи, и вскоре она уже хлопала в ладоши. А чего стоит только выступление нашего коллектива на заводе «Турбоатом», когда 60 оркестрантов расположились на гигантском станке Waldrich Coburg площадью 140 кв. м, 18 м в высоту, который и стал импровизированной сценой, а в это время над нами возвышался 200-тонный кран. Ценителями нашего выступления стали свыше 600 рабочих и служащих предприятия. Выступали мы и на полигоне Академии МЧС, играли на плацу. Недавно давали концерты в воинских частях, перед беженцами, в лесу около Академии МЧС.
-
А как ваши музыканты относятся к экстрим-концертам?— Нормально. Например, Лондонский оркестр может выступать на плоту, а Венский оркестр до апреля принимает участие в знаменитых на весь мир балах? Сегодня наше шоу уже хорошо известно в Харькове. Люди заранее покупают билеты, причем часто сразу штук по 20 (!) — для родственников, детей, друзей.
В этом году мы прицельно сделали период июля—августа сезоном хитов, где играли музыку кино, саундтреки из «Звездных войн» и т. п. Не думайте, что я в восторге от того, что мне приходится выходить перед публикой, скажем, в наряде Дарта Вейдера со световой палочкой. Поверьте: это не мечта моей дирижерской карьеры. Я дирижировал в Венской, Мюнхенской, Софийской, Берлинской, Мадридской филармониях. А дома мне приходится заниматься такими «полуцирковыми» номерами, чтобы в филармонический зал завлечь молодежь. Мы регулярно проводим мониторинг посещаемости нашего заведения, поэтому, когда кто-то говорит, что сегодня не та публика, что никто не хочет ходить на филармонические концерты, я не соглашаюсь. Просто нет нормальной подготовительной работы, которая завернет молодых людей из ночного клуба в филармонии.
Сегодня надо фильтровать и репертуар, и искать разнообразные, нестандартные подходы к молодой аудитории, и задумываться над названиями концертных программ.
-
Программы вашей филармонии нешаблонны, всегда «зазывные» и названия концертов…— Большой популярностью пользуется наша программа «Музыка при свечах». Если разобраться, то там звучит известная камерная музыка в исполнении наших музыкантов. Но если бы мы просто написали: «Концерт камерной музыки из произведений Шумана, Шуберта», то не заполнили бы и треть зала. А в нашем варианте все по-другому, на сцене зажжены свечи, кто-то во время концерта сидит в кресле Королевы, кто-то прочитал стихотворение, добавили еще какой-то романтический антураж — и у нас аншлаги!
-
Расскажите о вашем брендовом проекте: «Концерты для будущих мам»?— Сначала мы обсудили эту идею с директором Института генетики, потом к нам присоединились Институт матери и ребенка, Санаторий для беременных, магазины игрушек и одежды, медицинские учреждения города. Проект был поставлен на научные рельсы, и мы успешно играем эти программы уже на протяжении трех лет. Скажу больше: уже некоторые рожают во второй раз после посещения наших программ. Хотя вспоминаю, как первый раз надо мной посмеялись, что хочу сделать программу для будущих матерей, но я собрал директоров школ и нарисовал им привлекательную картину: «Когда будущая мама приходит и видит на сцене ребенка, играющего на флейте или на скрипке, она уже и свого ребенка видит таким же. Вскоре женщина приведет его в музыкальную школу. В результате мы предоставляем ребенку возможность выступить на нашей сцене, а будущим деткам — получать позитивные вибрации, ведь плод с восьми недель уже воспринимает звуки! Мало того, когда мама беременна, ее родители и родственники ничего для нее не жалеют. Эту маму на концерт должен кто-то сопровождать — муж, родители, друзья, родственники, которые тоже часто впервые оказываются в стенах филармонии. Вот и возникает цепной эффект… Сегодня наш замысел приобрел масштабный размах.
— Когда же все-таки завершится ваш долгострой и будет наконец реализован суперсовременный проект концертного комплекса, аналогов которому пока нет в Украине?— Это произойдет, наверное, когда вспомнят, что Харьков — огромный город с давними европейскими культурными традициями. Харьковская филармония — одна из самых старых в Украине — основана в 1929 г. Ее афиши украшали имена мировых звезд — И. Алчевского, Э. Карузо, Т. Руффо, Ф. Шаляпина, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина.
Я верю, что все задуманное осуществится! После реконструкции в Харьковской филармонии будут функционировать три зала (один из них — трансформер), музей музыкальной культуры, музыкальная библиотека, современная студия звукозаписи. А в новом органном зале будет установлен орган признанной немецкой фирмы Aleksander Schuke. Отметьте, что филармония всегда размещалась в помещении, перестроенном под нее. В результате мы оказались на ул. Рымарской, поскольку предыдущее здание было уничтожено для плановой застройки. Собственными силами сделали ремонт, однако концертного зала до сих пор не имеем: работаем в Успенском соборе и благодарим епархию, которая идет нам в этом навстречу.
СПРАВКА «Дня»Юрий Владимирович Янко — директор- главный дирижер Харьковской филармонии, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Международного конкурса Вахтанга Жордания.
Закончил как дирижер-хормейстер Харьковскую среднюю специальную музыкальную школу (1980), Харьковский государственный университет искусств им. И. Котляревского (1985), как оперно-симфонический дирижер — Киевскую Национальную Музыкальную академию им. П.Чайковского (1991). Дирижер Академического симфонического оркестра Запорожской филармонии (1991–1994), художественный руководитель и дирижер камерного оркестра Харьковской средней специальной музыкальной школы-интерната (1999–2004). С 1994 — дирижер Харьковского Академического театра оперы и балета им. Н.Лысенко. Был дирижером-постановщиком многих спектаклей.
С 2001 г. работает художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Харьковской филармонии. В 2004 г. становится и ее директором. Занимается преподавательской деятельностью.
Выступал с Национальным симфоническим оркестром Украины, Национальным симфоническим оркестром Молдовы, а также другими оркестрами России и Украины. Гастролировал в Голландии, Египте, Испании, Италии, Германии, Южной Корее, России, США, Франции и Швейцарии.