
20 сентября в «ДОМе на Знаменке» открылся цикл фортепианных концертов «Клавирные вечера». В первый вечер выступил польский пианист Януш Олейничак, один из самых выдающихся современных интерпретаторов Шопена и один из первых исполнителей музыки Шопена на исторических инструментах.
Специально к этому концерту, для программы, состоящей только из произведений Фредерика Шопена, на сцене Органного зала МССМШ им. Гнесиных установили исторический рояль Blüthner 1868 года, предоставленный профессором Московской консерватории, известным пианистом и клавиристом Алексеем Любимовым.
«Сейчас пианисты во всем мире все больше и больше интересуются историческими инструментами, стремятся их осваивать. Потому что эти инструменты воспроизводят звук эпохи гораздо лучше. В мире есть довольно большое количество исполнителей, которые изучают инструменты, двигаясь от современных к историческим, а есть так называемые „фортепьянисты“, идущие, наоборот, от старинных — к современным, — рассказал
Алексей Любимов.
— Мне хотелось продемонстрировать это сближение через мастер-классы в Московской консерватории и концерты в Гнесинской десятилетке трех зарубежных мастеров. Это пианисты, мало знакомые мейнстриму, но широко известные в Европе: Януш Олейничак, Костантино Мастропримиано и Тобиас Кох — музыканты, которые на горизонте мирового исполнительства блещут в первых рядах. Мне кажется, что и мастер-классы, и концерты каждого из них будут очень значительными и поучительными событиями, как для учащихся, так и для зрелых музыкантов».
Концерт прошел при поддержке Польского культурного центра в Москве. Г
лавная задача центра — рассказать и показать российской публике, что нового и интересного происходит в современной Польше.«Я очень благодарна Школе имени Гнесиных и Московской консерватории за приглашение нашего известного пианиста, Януша Олейничака. Я в восторге от концерта. Такое великолепное исполнение музыки Шопена, что от переполняющих эмоций не хватает слов. Сегодняшний вечер — это наслаждение для всех нас», — поделилась впечатлениями заместитель директора Польского культурного центра
Мажена Рышковская.

Маэстро
Януш Олейничак был поражен высоким уровнем исполнительского мастерства студентов на мастер-классах и счастлив тем, как прошел концерт:
«Это нечто необыкновенное для меня, поскольку и Московская консерватория, и Школа имени Гнесиных занимают особое место в музыкальном мире. Я очень тронут таким внимательным и теплым приемом публики.Когда мне задают вопрос о любимом композиторе, я никогда не отвечаю — Шопен. Я говорю: Бетховен, Дебюсси, Равель, Прокофьев, Шостакович. Для меня, думаю, как и для всех польских пианистов, Шопен — в душе, в сердце. Это то, что неразрывно связано с нами. Его музыка дает неисчислимое количество возможностей интерпретации. В этом ее несравненное богатство».
После основной программы пианист подарил слушателям три биса, среди которых были «Влюбленный соловей» Куперена и «Oblivion» Астора Пьяццоллы. Названия объявлял сам, на русском языке, а зрители подсказывали, что, конечно, помогло еще большему сближению публики и артиста.
«Блютнер 1868 года, который звучал сегодня, создал с первых звуков совершенно особую атмосферу в нашем зале, и она только усиливалась в процессе прослушивания. Когда пианист заканчивал очередную пьесу Фредерика Шопена, не хотелось хлопать. Это как раз то самое состояние — публика замирает от восторга. Януш Олейничак произвел совершенно потрясающее впечатление на всех. После концерта некоторые слушатели даже подходили ко мне с благодарностью, что этот концерт состоялся в нашей школе. Это говорит о том, что впечатление было настолько сильным, что люди готовы были благодарить любого из организаторов за то, что они присутствовали на таком уникальном событии», — рассказал заслуженный деятель искусств РФ, директор МССМШ им. Гнесиных
Михаил Хохлов.

«Не преувеличу, если скажу, что от концерта у меня абсолютно душераздирающие впечатления. Я вдруг представила себе всю эту эпоху, — поделилась музыкальный критик
Наталья Зимянина. — Очень слышно, что Януш Олейничак — поляк. Потому что, конечно, необычайно трудно играть мазурки. Это самое трудное. И вот как раз на этом инструменте мазурки звучали так изумительно! Он передает тоску, вы знаете, смертельную тоску. Это были такие ранящие звуки, я вдруг заново пережила всего Шопена».Следующий концерт цикла «Клавирные вечера» состоится в «ДОМе на Знаменке»
11 октября 2019 в 20:00. В этот вечер выступит
Костантино Мастропримиано, один из лучших итальянских клавиристов нашего времени. Для выступления в Москве Костантино выбрал редко звучащие в современных концертных залах клавиры, копии инструментов, созданные по образцам, бытовавшим в исполнительской практике XVIII—XIX вв.еков: 5-октавный хаммерклавир Neupert (копия фортепиано 1790 г. по оригиналу Кёнике, Вена) и 6-октавный хаммерклавир Neupert (копия фортепиано 1815 г., по оригиналу Дулькена, Мюнхен) из коллекции старинных инструментов МССМШ им. Гнесиных.
Текст: Екатерина Ключникова
Фото: Глеб Омельченко
Заглавная фотография: Bruno Fidrych