Yehudi Menuhin «Anniversary Edition» (Мелодия, 6хCD)

Добавлено 03 января 2017 muzkarta

Перед нами сегодня одно из самых креативных по форме и одухотворённых по содержнию изданий легендарного экс-советского лейбла. Это и демонстрация уровня материала, который имеется «в запасе», и рассказ о том, как музыка может украсить жизнь, и подтвержденеи мысли, что форма может и должна соответствовать содержанию.

Для внимания к этому релизу есть повод — в прошлом году исполнилось 100-лет со дня рождения одного из величайших скрипачей ХХ столетия — Иегуди Менухина. Исторические записи, включенные в этот комплект, сделаны в ходе триумфальных приездов музыканта в СССР — в 1945 и 1962 годах. Иегуди в Москве играл с настроением взрывным и всеобъемлющим, энергично и энергетично.

Менухин — старый еврейско-российско-американский скрипач в моей «карьере» слушателя занимает совершенно особенное место, таких единицы — Сеговия. Рихтер… Это люди, которые звуком уводят к тому, что много больше человека и много выше правил и слов, причём дорогу прямую — просто каждый называет и понимает её по своему. Скрипку Менухина можно слушать бесконечно, как орган. Здесь есть всё — и вековая тоска и умная радость, и человечность, и мудрость.

Первые два диска — отражение гастролей 45 года, на них царит послевоенная напряженная эйфория. Качество записи, естественно, иногда неидеально. Скрипач вёз на гастроли популярный материал, соединявший эпохи. На первом альбоме — Сонаты — напряженно романтичная Сезара Франка и взвинченная Клода Дебюсси, «Nigun» Эрнеста Блоха, «Румынские народные танцы» Белы Бартока.

Второй диск рецензент ждал особо — его программа феерична. Это коллекция незабываемых мелодий — синонимов радостной виртуозности и концертной одухотворённости. Тут Камилл Сен Санс — «Интродукция и рондо-каприччиозо», Новачек — «Perpetuum mobile», Пабло де Сарасате — «Цыганские напевы», Антонин Двожак — «Славянские танцы», и опять Дебюсси — «Девушка с волосами цвета льна», а также баховская Чакона из Партиты No. 2. С Иегуди играют пианисты Лев Оборин или Абрам Макаров.

Самый серьезный диск — третий (1962). Тут — фрагменты и произведения Баха и Бетховена (в том числе из «Крейцеровой сонаты»). Строгость и размеренная задумчивость скрипки соло — особое слушание, особая атмосфера, поддержанная деликатным аккомпанементом Хефцибы Менухин.

Диск № 4 (1962) представляет две стороны таланта скрипача, два типа сложности, две сонаты — Бартока и Моцарта. Появляется ощущение единства материала, взятого из разных эпох — как из разных вселенных. Такие внезапные параллели очень украшают слушание. Диск представился эмоциональным и энергетическим центром коллеции.

На диске № 5 (1962) — концерты Баха (BWV 1041, BWV 1042, BWV 1060R) и Моцарта (No. 5). Это неправдоподобно гармоничная запись, трек-лист формирует правила восприятия. Бах звучит по моцартовски легко, а Моцарт по-баховски глубоко и энергично. Альбом записан с легендарным Московским Камерным Оркестром — дирижёр Рудольф Баршай.

Диск № 6 (1962) — вершина виртуозности и романтизма, силы и уверенности. Тут звучат Соната № 3 Брамса и концерт Бетховена. Аккомпанемент — Хефцыба Менухин и ГСО СССР — дирижер Евгений Светланов.

Оформление комплекта вдохновлено эпохой грампластинок 40-60-х годов XX века и выполнено в виде книги, драпированной показательно непраздничного, делового и стильного коричневого цвета крафтовым картоном. «Мелодия» совершила издательский серьёзный поступок, что во времена интернет-одичания становится нормой реальной жизни и условием выживания культуры.

К музыке Иегуди очень не хочется применять банальные определения — как и к работе любого гения. Она открывает свой мир, через который наш смотрится — таким, какой он есть, без наносных истерик и умностей — таким, каким мы его и сами — знаем, чувствуем, но понять, сказать, передать своё ощущение — не можем. Менухин — смог.

АЛЕКСАНДР В. ВОЛКОВ
kbanda.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору