Екатерину Мечетину называют музыкальным вундеркиндом, самой красивой концертирующей пианисткой, любимой исполнительницей Родиона Щедрина, одной из ярчайших звезд в плеяде молодых музыкантов мирового уровня — и все это правда.
На сцену она вышла ещё дошкольницей, в десять завоевала Гран-при международного конкурса «Премия Моцарта», потом были «Триумф», премия Президента РФ для молодых деятелей культуры и много-много концертов в разных странах — сольных, с Российским национальным оркестром, с «Виртуозами Москвы». Совсем недавно к списку побед и наград Екатерины добавилось звание «Заслуженный деятель музыкального искусства».
Но сегодня мы разговариваем не о музыке, а о финансах, кредитах, инвестициях и немножко об удовольствиях.
— Вы помните, как заработали свои первые деньги и как ими распорядились?
— Мне было около десяти лет, и я, ученица Центральной музыкальной школы, записала в студии звукозаписи несколько пьес, которые пошли в архив Гостелера- дио СССР. За это мне пришел почтовый перевод на сумму рублей в десять, что было очень приятно, я это запомнила.
— Мне часто говорят комплименты о внешности, но приятнее, когда слышу, что от меня идет позитивная энергия. Я над этим специально работала!
И в том же возрасте, в 1989 году, я выиграла Гран-при международного конкурса в Италии. Приз сумасшедший — в пересчете с итальянских лир 25 тысяч долларов, и с ним была масса хлопот: эти деньги предназначались для оплаты обучения, наличными или переводом их никто не отдавал. Три года решали, что делать. В результате нашли компромиссное решение, купив рояль. Он до сих пор стоит у родителей, и я приезжаю к ним заниматься.
— Рояль черный?
— Выбор был, но даже в том юном возрасте я сказала твердо и непоколебимо: только черный! Никаких орехов, белых, только классический черный блестящий рояль.
— В вашей музыкальной семье существовали какие-то финансовые правила — к примеру, вот маленькая коробочка с деньгами на хозяйство, а все остальное — на ноты и инструменты?
— Действительно, мои родители музыканты, и никогда никаких золотых гор у нас не было. Но папа работал в оркестре, а в Советском Союзе оркестранты считались людьми достаточно привилегированными, потому что у них был выезд за границу. Многие папины коллеги пользовались этим, что-то там покупали, чтобы здесь перепродать, тогда за один видеомагнитофон, например, можно было купить дачу. Но в нашей семье это было совершенно не принято. Папа мог привезти мне красивое платьице или большую редкость — кроссовки.
— Без каких гаджетов вы не можете обходиться?
— Без телефона. Я уже хочу устраивать себе телефонные детоксы. Я признаюсь в страшной вещи: у меня офис — за рулем, а телефон все время звонит.
Вообще, что касается денег, у нас в семье было правило, которого я придерживаюсь до сих пор, — никогда не брать в долг.
— Да, берешь на время и чужие, а отдаешь свои и навсегда.
— Мой номер телефона, как, наверное, у многих, попал во всякие базы, и мне часто звонят банки со своими предложениями кредитов, и это немножко раздражает. Это совсем не мое, кредиты — это то, чем я, надеюсь, не воспользуюсь никогда.
— Руки — главный инструмент пианиста. Вы любите кататься на горных лыжах, а это травмоопасный вид спорта. Ваши руки застрахованы?
— Нет, руки не застрахованы, и я не уверена, что такая страховка существует. Честно сказать, меня трудно назвать горнолыжницей, это мало похоже на спорт. Я не столько катаюсь, сколько гуляю, и цель моя — не улучшить мои спортивные навыки, а подышать воздухом, разгрузить голову на белой горе среди чудесных видов. В этом году я впервые собираюсь в Сочи зимой, на Красную Поляну. Знали, что бронировать надо сильно заранее, озаботились за полгода, и нам удалось это сделать разумно. Я надеюсь, что получу удовольствие.
— На что вам никогда не жаль потратить деньги?
— Прямо в продолжение ответа на предыдущий вопрос — на удовольствия, на новые жизненные впечатления. Я не могу радоваться шопингу, хотя для работы обязана им заниматься — выбирать и покупать наряды для сцены. Концертные платья рассматриваю как инвестиции в себя. Они, честно говоря, страшно дорогие и хватает их максимум на два сезона. Но это моя профессия — артист обязан быть красивым, публике это нравится. А в обычной жизни я достаточно равнодушна к дизайнерским вещам, у меня есть одна марка одежды, которая идеально садится, все как на меня сшито. Но если шопинг не люблю, то порадовать себя массажем или поездкой — обожаю. Ну и шарфики — да, как же без них!
— В скольких странах уже побывали, считаете?
— По-моему, их около 40. Но город, в котором выступаю, редко успеваю посмотреть. Самые необычные страны, где была, — наверное, южноамериканские: Венесуэла, Перу. Но есть обожаемая мною с самого детства страна, с которой у нас общая граница, но ничего общего в культуре. Это Япония! Каждый раз, уезжая оттуда, жду, когда вновь там окажусь.
— В последнее время вас часто представляют не только как пианистку, но и как педагога. Вы много времени уделяете юным музыкантам, входите в жюри детских конкурсов.
— Мне очень нравится общаться с талантливой молодежью, я даже взяла учеников в ЦМШ и получаю от этого колоссальное удовольствие, хотя работать с детьми невероятно сложно — они очень разные, по-разному растут и развиваются. А еще очень приятно почувствовать себя авторитетом!
— Какую музыку вы слушаете
в машине?
— «Битлз» — моя первая любовь, Земфира, Пугачева, «Ума2рман», Магомаев.
Я даже иногда создаю себе плейлисты, чтобы не забыть о каких-то хороших песнях.
— Женщин, конечно же, больше всего волнуют проблемы вечной молодости и красоты. А задумываетесь ли вы о том, чтобы откладывать деньги на «чёрный день», на старость?
— Безусловно, тем более что я фрилансер. Гарантированной зарплаты нет, и я часто задумываюсь, а что будет потом. Пока я не решила, куда проинвестировать свое пенсионное будущее. В любом случае об этом надо думать уже сейчас. Но помня 90-е годы, когда сбережения сгорали, превращаясь в прах, переживаю — в один момент все может разрушиться. Я не очень верю во всякие финансовые инструменты, хочется чего-то более надежного и осязаемого. Вот вложу сейчас деньги куда-то, а потом вдруг гиперинфляция — и все. Может, недвижимость?
Беседовала Ирина ПАНЧЕНКО
ФинансистЪ
№ 2–2016
www.youblisher.com